Презентация к уроку математики в 5 классе Учитель математики ГБОУ СОШ 71 г. Санкт – Петербург Фомичёва Александра Геннадьевна
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей» Девиз урока: «Знания имей отличные по теме ДРОБИ ДЕСЯТИЧНЫЕ!»
-отработать навыки выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; -развитие познавательного интереса, логического мышления; -развивать интерес к математике, логику и смекалку; Задачи: -повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей; - закрепить правило сложения и вычитания десятичных дробей. Цели:
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов
Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже. В Древнем мире Дробь вида выглядела так: 2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 2 шерстинки, 4 тончайших, 6 паутинок.
В книге "Математический канон" французского математика Ф. Виета ( ) десятичная дробь записана так дробная часть подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа. В книге "Математический канон" французского математика Ф. Виета ( ) десятичная дробь записана так дробная часть подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа.
1571 г. – Иоган Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. До него существовали другие варианты: 3,7 писали как 3(0)7 или 3\ 7 или разными чернилами целую и дробную части г. - в записи дробей впервые встречается запятая г. - шотландский математик Джон Непер предложил отделять десятичные знаки от целого числа либо запятой, либо точкой год - В России учение о десятичных дробях изложил Л.Ф.Магницкий в, в учебнике «Арифметика, сиречь наука числительная». В странах, где говорят по- английски (Англия, США, Канада и др.), и сейчас вместо запятой пишут точку, например: 2.3
Представьте в виде десятичной дроби 1,01 98,03 0,25 0,056 75,0008
Представьте в виде обыкновенной дроби или смешанного числа б) 0,05 а) 0,13 в) 14,007 г) 6,013 д) 51,300 е) 830,0026
Десятичные дроби сравнивают поразрядно, начиная со старшего разряда: целую часть с целой, десятые с десятыми, сотые с сотыми и т.д. Как сравнить десятичные дроби? 1,1872 1,188 < Правило:
7,2 5,99 18,04 18,4 0,3 0,30 4,806 4,93 9,40 49,44 7,040 7,04 Выполните сравнение дробей: > < < < = =
Как складывают и вычитают десятичные дроби? Вопрос для повторения:
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой; выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую; поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях. Правило:
0,030,05 Записать сумму двух чисел: предыдущего и последующего 0,08 0,13 0,21 0,34 0,55 0,89
6,1 *13,5*12,4=5 5,5*1,9*2,6=1 7,9*3,4*4,2=7,1 Расставьте вместо звездочек знаки так, чтобы равенства были верными
Выполните действия в тетрадях 2,31+ (7,65 + 8,69) (7, ,9) + (6,1 + 2,109) 14,537 – (2, ,9) (24, ,879) – 1,302
2,31+ (7,65 + 8,69) = (2,31 + 8,69) + 7,65 = 11+7,65 = 18,65; (7, ,9) + (6,1 + 2,109) =( 7,891+2,109) + (3,9+6,1) =10+10=20; 14,537 – (2, ,9) = (14,537 – 2,237) – 5,9 = 6,4; (24, ,879) – 1,302 = (24,302 – 1,302) + 17,879 =40,879 Проверь себя:
Устный счёт 2,4 6 3,7 3,34,55 +3,6 --2,3 -0,4 +1,25
Три неразлучных друга - Винни-Пух, Ослик Иа и Пятачок - решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 килограммов была повреждена, и показания по ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому Винни-Пух взвесился сначала с Пятачком: получилось 22,4 кг; затем с Осликом, получилось 23,5 кг; а затем они взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Какова масса каждого из них? Задача от Винни-Пуха:
Проверь себя: 1)26,7- 23,5= 3,2 (кг) Пятачок 2)22,4-3,2=19,2 (кг) Винни-Пух 3)23,5-19,2=4,3 (кг) Ослик
Раз - подняться на носки и улыбнуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять – руками помахать. Шесть - за парту тихо сесть Физкультминутка
1. 0,63 + (2,78+5,37) 2. 21,49+3,67+13, ,42 - (26,42+7,8) 4. (8,64+13,88) - 2,64 Вычислите удобным способом: 38,67 3,2 8,78 19,88
х + 4,3 = 6 х – 3,5 = 10 8,27 – у = 5,31 5х + 2,4 = 12,4 14,96 – 3у = 2,96 Решите уравнения: 5,7 13,5 2,96 2 4
Тест: 1.Записать в виде десятичной дроби число: 35 1)35,9 2)35,09 3)35,009 4)35,900 2.Поставить вместо звездочки цифру так, чтобы запись выражения оказалась верной: 0,5 * 7 > 0,531 1)0 2)1 3)2 4)4 3. Какие натуральные числа заключаются между десятичными дробями: 32,4 и 34,1 1)32 2)34 3)33 и 34 4)32;33;34 4. Выполните сложение 105, ,9 1)106,28 2)148,18 3)148,98 4)147,37 5.Выполните вычитание 25,073 – 16,29 1)8,783 2)8,944 3)9,783 4)9, Решите уравнение 8,2 + y = 10,6 1)3,3 2)2,4 3)4,1 4)18,8
Ответы к тесту:
Домашнее задание:
Урок сегодня завершён, И каждый должен знать: Кто поработал хорошо Получит точно «ПЯТЬ». Итог урока:
Спасибо за урок! Молодцы!