Мониторинг профессиональных планов и жизненных ценностей учащихся 9-х классов Н.А Федулова, СОШ 1 (Шатура) Е.В.Образцова, Каменская СОШ 2 (Дмитровский р-н) Е.А Присталова, СОШ c.Кривандино (Шатурский р-н)
Цель: диагностика профессиональных интересов и склонностей обучающихся, оценка реалистичности уровня притязаний, иерархии жизненных ценностей
Задачи: -уточнение направления дальнейшего обучения выпускников 9-х классов; -изучение профессиональных интересов и склонностей выпускников 9-х классов; -сравнение уровня информированности и осознанности выбора профессии выпускников 9-х классов.
Диагностический инструментарий 1. «Анкета самоопределения» (первичная оценка готовности подростка к выбору профессии и активизация профессионального самоопределения). 2.«Матрица выбора профессии» (Г. Резапкина) 3.Социальный интеллект (мод. методики Н. Холла) 4.«Иерархия жизненных ценностей» (Г.В. Резапкина) 5.«Мотивы выбора профессии» (С. Гриншпун) 6.«Сферы профессиональной деятельности» 7.«Самооценка и уровень притязаний» 8.«Тест интеллектуального потенциала» (П.Ржичан)
Испытуемые - 53 учащихся 9 классов ОУКласс Кол-во человек Каменская СОШ 2 (Дмитровский р-н) 9 А17 СОШ 1 г.Шатуры9С19 СОШ с.Кривандино (Шатурский р-н) 9Б17
Выбор профессии
Самые популярные профессии Врач- 8,3% Полицейский- 7,1% Дизайнер- 6,4% Инженер – 5,9% Психолог-4,5%
Привлекательные предметы труда
Привлекательные виды деятельности Вид деятельности Каменская СОШ 2 МБОУ СОШ 1 г. Шатуры МБОУ СОШ с. Кривандино управление53%74%53% обслуживание41%37%41% образование23,5%21%17,6% производство23,5%16%17,6% конструирование23,5%31,5%29,4% исследование18%21%23,5% защита53%21%17,6% контроль47%21%29,4%
Уровень притязаний учащихся
Показатели интеллекта по тесту П. Ржичан показателиКаменская СОШ 2 СОШ 1 г. Шатуры СОШ с. Кривандино очень высокие 23,5%63%42% средние53%36,8%58% сниженные23,5% очень низкие
Главное в жизни КритерииКаменская СОШ 2 СОШ 1 г. Шатуры МБОУ СОШ с. Кривандино Здоровье59%63%82% Творчество47% Материальное положение 26%35,2% Благополучие семьи 82%68%94% Карьера Возможность помогать Слава Отдых
Иерархия ценностей учащихся Каменская СОШ 2 СОШ 1 г. Шатуры СОШ с. Кривандино ценности семья карьера здоровье семья отдых здоровье семья здоровье карьера
Мотивы выбора профессии мотивыКаменская СОШ 2 СОШ 1 г. Шатуры СОШ с. Кривандино Престиж23,5%32%6% Материальное благополучие 70,5%26%0% Деловое отношение 76,4%89%82% Творческое отношение 23.5%42%12%
Выводы: 1 ) Мониторинг является необходимым элементом профориентационной работы в 9 классах. 2) Мониторинг дает важную информацию о профессиональных планах, мотивов выбора профессии и жизненных ценностях учащихся. 3) Результаты мониторинга нужно использовать при планировании психолого- профориентационного сопровождения самоопределения учщихся. 4) Эффективность профорентационной работы зависит от слаженного взаимодействия всех участников образовательного процесса: психологов, классных руководителей, учителей- предметников, родителей учащихся.