ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕШЕНИИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» Елена Константиновна ПАВЛЕНКО
Структура требований к результатам школьного географического образования (по материалам ФГОС)
Познавательные универсальные учебные действия
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА – методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания школьного географического образования
Структура ситуационной задачи: название (желательно яркое, привлекающее внимание учащихся); ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные); вопросы или задания для работы с задачей разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся (класса).
Источники ситуационных задач:
ОзнакомлениеПониманиеПрименениеАнализСинтезОценка 1. Назовите основные части… 8. Объясните причины того, что… 15. Изобразите информацию о … графически 22. Раскройте особенности… 29. Предложите новый (иной) вариант… 36. Ранжируйте… и обоснуйте… 2. Сгруппируйте вместе все… 9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16. Предложите способ, позволяющий… 23. Проанализируйте структуру … с точки зрения… 30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий) … 37. Определите, какое из решений является оптимальным… 3. Составьте список понятий, касающихся… 10. Покажите связи, которые направлены на… 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… 24. Составьте перечень основных свойств …, характеризующих… с точки зрения… 31. Найдите необычный способ, позволяющий… 38. Оцените значимость… для… 4. Расположите в определенном порядке… 11. Постройте прогноз развития… 18. Сравните… и …, а затем обоснуйте… 25. Постройте классификацию … на основании… 32. Придумайте игру, которая… 39. Определите возможные критерии оценки… 5. Изложите в форме текста… 12. Прокомментируй-те положение о том, что… 19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… 26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… 33. Предложите новую (свою) классификацию… 40. Выскажите критические суждения о … 6. Вспомните и напишите… 13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… 20. Проведите презентацию… 27. Сравните точки зрения … и … на … 34. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… 41. Оцените возможности … для… 7. Прочитайте самостоятельно… 14. Приведите пример того, что (как, где)… 21. Рассчитайте на основании данных о … 28. Выявите принципы, лежащие в основе… 35. Изложите в форме… свое мнение (понимание)… 42. Проведите экспертизу состояния… Конструктор ситуационных задач
Ситуационная задача «Россия и глобальное потепление» Всемирная метеорологическая организация выступила с прогнозом возможных климатических изменений связанных с глобальным потеплением. Какие изменения могут произойти в нашей стране в ближайшие десятилетия? Центральный район – количество теплых дней увеличится; климат приблизится к европейскому. Калининградская область – затопление территорий. Краснодарский край – начинает расти хлопок. Северный Кавказ – резкое снижение урожайности. Сибирь – станет мировой житницей, т.к. урожайность повысится вдвое. Реки Волга, Дон, Иртыш – обмеление рек, уменьшение количества пригодной для питья воды. Река Лена – повышение уровня, затопление городов и посёлков. Дальний Восток – резкое повышение числа лесных пожаров.
Задания для ситуационной задачи 1. Ознакомление Прочитайте текст самостоятельно. Какие изменения климата России произойдут в ближайшее время в связи с глобальным потеплением? 2. Понимание Заполните таблицу: 3. Применение Составьте список возможных последствий изменения климата для нашего города (района). Приведите свои примеры последствий глобального потепления (таяние вечной мерзлоты, изменения в строительстве, перераспределение). 4. Анализ Назовите причины глобального потепления. Какие ещё существуют точки зрения на изменение климата (например, небольшое потепление климата перед глобальным похолоданием)? С какой точки зрения вы согласны? Аргументируйте своё мнение. 5. Синтез Составьте схему последствий глобального потепления : 6. Оценка Оцените значимость данного явления для России в целом и для вас лично. Положительные стороны глобального потепленияОтрицательные стороны глобального потепления
Тема: «Трудовые ресурсы» Название: «Через 15 лет в России будет некому работать?» Ситуация: Трудоспособное население в нашей стране к 2025 году по прогнозам может сократиться на 10 млн. Проблемный вопрос: Чем это грозит экономике и собственно россиянам? Виды заданий для решения Синтез: В настоящее время на пенсию уходит самое многочисленное поколение годов, а выходят работать немногочисленные «дети 90-х». Как эти процессы влияют на экономику России? Прогноз: Составьте прогноз, какие меры можно принять для решения данной проблемы? (пенсионный возраст, размеры пенсионных выплат, налоги, миграционный поток) Оценка: Оцените, как данная ситуация может повлиять на вашу жизнь и жизнь ваших близких? Составьте анкету по данной теме и проведите мини-исследование среди членов вашей семьи.
Содержание этапов конструирования и использования ситуационных задач