ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕШЕНИИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» Елена Константиновна ПАВЛЕНКО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНСТРУКТ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ. Типы задач на Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка.
Advertisements

Ситуационные задачи – кейс-метод. Ситуационные задачи направлены не только на освоение конкретных знаний или умений, но и на развитие на учебно - познавательной.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы Выступление на семинаре учителя ГБОУ СШ 19 Смирновой Александры Михайловны 18 февраля.
Цель и предмет индикатор показатели Источник получения данных Что измерять? Чем измерять? Как рассчитать? Откуда взять?
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Работа с текстом на уроке физики Автор презентации : Учитель физики ГОУ СОШ367 Санкт-Петербурга Лыкова Марина Лазаревна.
Типовые расчёты Растворы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.

Michael Jackson
Особенности оценки метапредметных результатов. Что оценивается Шкала оценивания Формы и методы оценивания Примеры инструментария оценивания Периодичность.
Реализация плана урока. Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения.
Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.

Самостоятельная работа обучающихся как основа организации образовательного процесса: современные подходы и практики Горшенина Н.В., заместитель директора.
Презентация научно- практической конференции по дисциплине география.
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
Ситуационная задача. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией:
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕШЕНИИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» Елена Константиновна ПАВЛЕНКО

Структура требований к результатам школьного географического образования (по материалам ФГОС)

Познавательные универсальные учебные действия

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА – методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания школьного географического образования

Структура ситуационной задачи: название (желательно яркое, привлекающее внимание учащихся); ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные); вопросы или задания для работы с задачей разного уровня сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся (класса).

Источники ситуационных задач:

ОзнакомлениеПониманиеПрименениеАнализСинтезОценка 1. Назовите основные части… 8. Объясните причины того, что… 15. Изобразите информацию о … графически 22. Раскройте особенности… 29. Предложите новый (иной) вариант… 36. Ранжируйте… и обоснуйте… 2. Сгруппируйте вместе все… 9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16. Предложите способ, позволяющий… 23. Проанализируйте структуру … с точки зрения… 30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий) … 37. Определите, какое из решений является оптимальным… 3. Составьте список понятий, касающихся… 10. Покажите связи, которые направлены на… 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… 24. Составьте перечень основных свойств …, характеризующих… с точки зрения… 31. Найдите необычный способ, позволяющий… 38. Оцените значимость… для… 4. Расположите в определенном порядке… 11. Постройте прогноз развития… 18. Сравните… и …, а затем обоснуйте… 25. Постройте классификацию … на основании… 32. Придумайте игру, которая… 39. Определите возможные критерии оценки… 5. Изложите в форме текста… 12. Прокомментируй-те положение о том, что… 19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… 26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… 33. Предложите новую (свою) классификацию… 40. Выскажите критические суждения о … 6. Вспомните и напишите… 13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… 20. Проведите презентацию… 27. Сравните точки зрения … и … на … 34. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… 41. Оцените возможности … для… 7. Прочитайте самостоятельно… 14. Приведите пример того, что (как, где)… 21. Рассчитайте на основании данных о … 28. Выявите принципы, лежащие в основе… 35. Изложите в форме… свое мнение (понимание)… 42. Проведите экспертизу состояния… Конструктор ситуационных задач

Ситуационная задача «Россия и глобальное потепление» Всемирная метеорологическая организация выступила с прогнозом возможных климатических изменений связанных с глобальным потеплением. Какие изменения могут произойти в нашей стране в ближайшие десятилетия? Центральный район – количество теплых дней увеличится; климат приблизится к европейскому. Калининградская область – затопление территорий. Краснодарский край – начинает расти хлопок. Северный Кавказ – резкое снижение урожайности. Сибирь – станет мировой житницей, т.к. урожайность повысится вдвое. Реки Волга, Дон, Иртыш – обмеление рек, уменьшение количества пригодной для питья воды. Река Лена – повышение уровня, затопление городов и посёлков. Дальний Восток – резкое повышение числа лесных пожаров.

Задания для ситуационной задачи 1. Ознакомление Прочитайте текст самостоятельно. Какие изменения климата России произойдут в ближайшее время в связи с глобальным потеплением? 2. Понимание Заполните таблицу: 3. Применение Составьте список возможных последствий изменения климата для нашего города (района). Приведите свои примеры последствий глобального потепления (таяние вечной мерзлоты, изменения в строительстве, перераспределение). 4. Анализ Назовите причины глобального потепления. Какие ещё существуют точки зрения на изменение климата (например, небольшое потепление климата перед глобальным похолоданием)? С какой точки зрения вы согласны? Аргументируйте своё мнение. 5. Синтез Составьте схему последствий глобального потепления : 6. Оценка Оцените значимость данного явления для России в целом и для вас лично. Положительные стороны глобального потепленияОтрицательные стороны глобального потепления

Тема: «Трудовые ресурсы» Название: «Через 15 лет в России будет некому работать?» Ситуация: Трудоспособное население в нашей стране к 2025 году по прогнозам может сократиться на 10 млн. Проблемный вопрос: Чем это грозит экономике и собственно россиянам? Виды заданий для решения Синтез: В настоящее время на пенсию уходит самое многочисленное поколение годов, а выходят работать немногочисленные «дети 90-х». Как эти процессы влияют на экономику России? Прогноз: Составьте прогноз, какие меры можно принять для решения данной проблемы? (пенсионный возраст, размеры пенсионных выплат, налоги, миграционный поток) Оценка: Оцените, как данная ситуация может повлиять на вашу жизнь и жизнь ваших близких? Составьте анкету по данной теме и проведите мини-исследование среди членов вашей семьи.

Содержание этапов конструирования и использования ситуационных задач