1 Развитие государственно-частного партнерства в Российской Федерации 08 сентября 2010 г., Иркутск А.В. Баженов – директор Центра ГЧП Внешэкономбанка
ПРЕДМЕТ ПАРТНЕРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГОСУДАРСТВА Согласие государства на равноправные отношения с бизнесом может быть обусловлено только заинтересованностью государства в более качественном и эффективном выполнении своих обязанностей перед гражданами Источник определения возможных отраслей применения ГЧП- федеральное, субфедеральное и муниципальное законодательство, определяющее обязанности ОГМУ, в т.ч. бюджетная классификация, определяющая возможность расходов бюджета (фактически принятия обязательств) по специфическим направлениям деятельности ОГМУ Возможные области применения ГЧП: - Территориальное развитие (в т.ч. транспорт, энергетика) - Городское хозяйство (в т.ч. ЖКХ) - Социальная сфера (в т.ч. здравоохранение, образование, трудовые ресурсы, туризм и досуг) - Безопасность и правопорядок - Оборона - Государственное управление и иные сферы
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОФОРМЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ 3
4 Отсутствие возможности предусмотреть право собственности частного инвестора на объект соглашения Вопрос о применении Закона о концессиях к иным формам ГЧП: необходимо снижение риска переквалификации соглашений о ГЧП в концессионные соглашения Императивный характер типовых концессионных соглашений: нет возможности заключения концессионных соглашений в форме, выбранной сторонами Сложности при предоставлении государственных и муниципальных гарантий: вопрос о совершенствовании бюджетного законодательства Дополнительное регулирование Правительством РФ: требования к банкам и страховым организациям Ограничены возможности по заемному финансированию: - в отношении уступки прав концессионера по концессионному соглашению - в отношении гарантийных и компенсационных обязательств - в отношении прямого соглашения ЗАКОН О КОНЦЕССИЯХ: ВОПРОСЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
5 СОГЛАШЕНИЕ О ГЧП, ЗАКЛЮЧЕННОЕ В РАМКАХ ГК РФ И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПРЕИМУЩЕСТВА Большее количество вариантов структурирования проекта Возможность участия в реализации ГЧП юридических лиц, принадлежащих государству Возможность сохранения частным оператором права собственности на объект соглашения о ГЧП Возможность предоставления гарантий со стороны государства, также возможность предусмотреть адекватные компенсации в случае досрочного расторжения соглашения о ГЧП Отсутствие необходимости использовать типовые соглашения Возможность обременить залогом объект соглашения о ГЧП
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ это законодательный акт субъекта РФ, регулирующий участие региона и муниципальных образований в государственно-частного партнерстве. В настоящее время приняты региональные законы о ГЧП в 22 субъектах РФ. К 12 из них готовятся изменения и дополнения. Степень соответствия принятого закона о ГЧП модельному закону: –Высокая – 4 (Кировская обл., Р. Ингушения, Удмуртская Р., ЯНАО) –Средняя – 11 (Ивановская обл., КБР, Курганская обл., Р. Алтай, Р. Дагестан, Р. Калмыкия, Р. Тыва, Ростовская обл., Самарская обл., Санкт-Петербург, Ставропольский край) –Низкая – 7 (Вологодская обл., Кемеровская обл., Краснодарский край, Нижегородская обл., Саратовская обл., Томская обл., Челябинская обл.) Параметры законаЕстьНет Соответствие определения ГЧП определению в модельном законе319 Понятие «Общественная инфраструктура»517 Возможность участия в проектах муниципальных образований715 Дополнительные гарантии частному партнеру1210 Возможность бюджетной помощи при реализации проектов220
7 ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГЧП ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СЛЕДУЮЩАЯ СХЕМА Схема BOLT (Build – Own – Lease – Transfer = Строительство – Владение –Аренда - Передача) новое строительство объекта инфраструктуры инвестором (передача органом власти и реконструкция или модернизация инвестором) право собственности на результат инвестиций находится у инвестора до завершения проекта передача инвестором объекта в аренду ОГМУ с переходом прав собственности использование объекта в составе единого хозяйственного комплекса муниципалитета с возможной поддержкой операционных рисков частным оператором поддержание расчетов за аренду за счет тарифа или текущих расходов бюджета, при гарантии муниципалитета и/или гарантии субъекта РФ по текущим арендным платежам.
Цикл создания и эксплуатации объекта инфраструктуры СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Строительство объекта Финансирование осуществляется за счет бюджета Эксплуатация График расходов ОГМУ «традиционный» бюджетный подход RUR время Строительство объекта финансирование осуществляется за счет инвестора Эксплуатация График расходов ОГМУ использование ГЧП RUR время Бюджетный эффект от повышения эффективности и развития производства товаров и услуг за счет реализации инфраструктурного проекта должен окупить затраты бюджета на его реализацию Оказание платных услуг и бюджетный эффект от повышения эффективности и развития производства товаров и услуг за счет реализации инфраструктурного проекта должен первоначально окупить затраты инвестора на его реализацию
9 ПЕРЕХОД К ГЧП – ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ЗАСТРОЙКИ Г. N Строительство 200 тыс. м. кв. жилой недвижимости и сопутствующей инженерной и транспортной инфраструктуры в г. N. Стоимость капитальных затрат 5 178,84 млн. руб. Расходы Инвестфонда увязаны с возникновением доходов от реализации проекта Налоговые доходы бюджетов тыс.руб.Показательтыс.руб. Местный ,89Транспортная ,00 Региональный ,69Социальная ,88 Федеральный ,05Инженерная ,00 Бюджетный денежный поток (общий) ,74Итого: ,88 Расходы Инвестфонда сдвинуты вправо и используются для расчетов по кредиту
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО – ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 10 Минимальный предельный индекс бюджетной эффективности, позволяющей привлечение кредита с погашением за счет федерального бюджета Минимальный предельный индекс бюджетной эффективности, позволяющей привлечение кредита с погашением за счет федерального бюджета, регионального и местного бюджета Рыночная ставка по кредиту
11 ПЕРЕХОД К ГЧП – ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОЕКТ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА Многофункциональный спортивно-туристический комплекс будет располагаться в г. М. В состав инфраструктуры входят канатные дороги разных типов протяжённостью более 50 км, горнолыжные трассы различной сложности общей протяженностью более 300 км. Стоимость проекта составляет 23 млрд. руб. (594 млн евро)., из них стоимость многофункционального гостиничного комплекса - 8,6 млрд. руб. (216 млн. евро), стоимость инфраструктуры (включая канатные дороги) – 15 млрд. руб. (378 млн евро).
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД РФ – ИЗМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАМКАХ ГЧП В результате выполненного анализа показано, что при существующих рыночных ставках кредитования средне- и долгосрочных проектов могут быть отобраны проекты, бюджетная эффективность которых достаточна, чтобы служить источником расчетов по привлеченному кредиту С учетом действующего Бюджетного кодекса участие Инвестиционного Фонда Российской Федерации для финансирования капитальных вложений строительства может быть изменено на финансирование обязательств государственных и муниципальных заказчиков по оплате генподрядных работ, произведенных под ключ. При этом расходные обязательства Инвестиционного фонда формируются с учетом будущих налоговых поступлений федерального бюджета от реализации проектов. Будущие налоговые поступления региональных и местных бюджетов также могут использоваться для поддержки расчетов по кредиту. Для реализации предложения требуется изменение Постановления Правительства РФ 134 При реализации подхода вновь созданный инструмент Инвестиционного фонда может успешно использоваться в качестве основы модели ГЧП, известной под названием TIF (tax increment financing), и широко применяемой для регионального и городского развития 12
СОДЕЙСТВИЕ ВНЕШЭКОНОМБАНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГЧП 13 Оказание технической помощи субъектам РФ по планированию развития отдельных видов общественной инфраструктуры на условиях ГЧП (коммунальная инфраструктура водоснабжения, канализации, теплоснабжения, ТБО, инфраструктура транспорта, образования, здравоохранения и правопорядка, территориальное развитие) Оказание технической помощи в создании институциональных условий развития ГЧП в субъектах РФ (обучение кадров ОГМУ, развитие местного законодательства, организация деятельности региональных центров ГЧП) Организация привлечения финансового содействия для осуществления технической помощи субъектам РФ по подготовке проектов ГЧП, в т.ч. в рамках совместного проекта Внешэкономбанка с ПРООН Подготовка качественно структурированных проектов ГЧП для субъектов РФ в рамках оказания услуг инвестиционного консультирования по организации конкурсов на право реализации проекта ГЧП среди частных инвесторов, которые смогут претендовать на получение заемного финансирования, в том числе от Внешэкономбанка Участие в механизмах управления рисками реализации инвестиционных проектов на условиях ГЧП на территории РФ (инженерное сопровождение проектов, финансируемых Банком, участие в механизмах гарантий исполнения обязательств Администраций по проектам)
РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ПО ВОПРОСАМ ГЧП, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ ПРИ УЧАСТИИ ВНЕШЭКОНОМБАНКА
15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Центр ГЧП Внешэкономбанка проспект Академика Сахарова, 9 Москва, Россия тел.: +7 (495) факс: +7 (495)