О ВОПРОСАХ РАЗРАБОТКИ СКИОВО И НДВ 29 апреля 2009, г. Москва Шевчук А.В. (СОПС)
Проблемы 1.Вододефицит Распределение водных ресурсов по территории страны и периодам года крайне неравномерно; На многих участках бассейнов рек, даже в целом малонагруженных, таких как Обь, Енисей, Лена, в маловодные периоды отдельных лет наблюдаются значительные дефициты водных ресурсов Социально-экономическая проблема - водоснабжение поселений, расположенных вдали от крупных водных объектов, где использование подземных вод по тем или иным причинам невозможно или ограничено. Суммарный дефицит водных ресурсов в маловодные годы в целом по стране, исходя из водохозяйственных балансов, оценивается в объеме 14,3 куб. км.
2.Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений По данным инвентаризации в Российской Федерации в настоящее время в эксплуатации находится порядка 26 тысяч потенциально- опасных гидротехнических сооружений различного назначения, ведомственной принадлежности и форм собственности. Учитывая, что срок эксплуатации подавляющего числа сооружений превышает 30, 40 и более лет в неудовлетворительном состоянии находится более 6000 сооружений, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с их авариями.
3.Предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод (1) Одной из наиболее острых проблем в водохозяйственном комплексе России в настоящее время является различное проявление вредного воздействия вод, в первую очередь затопление и подтопление поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий в период половодья и паводков. Ежегодно в среднем затапливается около 50 тыс.кв.км. Общая площадь паводкоопасных территорий в России составляет порядка 400 тыс.кв.км, а наводнениям с катастрофическими последствиями подвержена территория в 150 тыс.кв.км, на которой расположено более 300 городов, десятки тысяч поселений, более 7 млн.га сельскохозяйственных угодий. Наиболее паводкоопасными регионами являются Приморский край, Амурская и Сахалинская области, Восточная Сибирь, Забайкалье, Средний и Южный Урал, Нижняя Волга, Северный Кавказ.
Задачи обеспечение потребностей населения и объектов экономики в водных ресурсах; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (в первую очередь водоподпорных); обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от наводнений и другого вредного воздействия вод.
Решение проблемы 1 Для решения проблемы (в течение 10 лет) за счет строительства водохранилищ сезонного и многолетнего регулирования стока необходимы ресурсы федерального бюджета в объеме 15,8 млрд.руб./год. По ряду регионов страны (Республика Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края, Кемеровская область, территории Южного Урала и другие регионы) решение задачи требует подачи водных ресурсов из более водообеспеченных водных объектов, что требует отдельной проработки для полного учета возникающих при этом социально- экономических и экологических проблем.
Решение проблемы 2 Для решения проблемы безопасности ГТС (в течение 10 лет), необходимы ресурсы федерального бюджета в объеме 12,8 млрд.руб./год (осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений).
Решение проблемы 3 Строительство берегозащитных сооружений, (потребность свыше км); Проведение мероприятий по увеличению пропускной способности русел рек (общая протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, составляет порядка км.). По оценкам потребность в финансировании составляет порядка 22 млрд. руб./год.
Объемы финансирования Общий объем финансирования, необходимый для решения в течение 10 лет основных вопросов, находящихся в компетенции Росводресурсов, составит более 50 млрд. руб./год, в т.ч.: обеспечение потребностей населения и объектов экономики в водных ресурсах - 15,8 млрд.руб./год. обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (в первую очередь водоподпорных) - 12,8 млрд.руб./год. обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от наводнений и другого вредного воздействия вод - 22 млрд. руб./год.
Оптимизация расходов федерального бюджета решение вопросов индексации ставок водного налога и платы за пользование водными объектами; разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты (НДВ) (расчетная потребность по 61 бассейну водных объектов в соответствии со схемой гидрографического районирования составляет порядка 1 млрд. руб. на годы); разработка схем комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) (расчетная потребность по 61 бассейну водных объектов для выполнения положений Методических рекомендаций по разработке СКИОВО составляет порядка 2,5 млрд. руб. на годы); разработка правил использования водных ресурсов водохранилищ (342) и правил технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ (70), расчетная потребность на годы – порядка 1,5 млрд. руб.
Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 июля 2008 г.).
Стратегические цели Водной стратегии России на период до 2020 года 1.Гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально- экономического развития РФ. 2.Сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения. 3.Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.
Необходимый объем ресурсного обеспечения реализации Водной стратегии Всего: 768,0 млрд. рублей в том числе: капитальные вложения – 577,2 млрд. руб. ( гг. – 210,5 млрд. руб., гг. – 366,7 млрд. руб.), НИОКР – 5,4 млрд. руб. ( гг. – 5 млрд. руб., гг. – 0,4 млрд. руб.), прочие расходы – 185,4 млрд. руб. ( гг. – 107,5 млрд. руб., гг. – 77,9 млрд. руб.).
Предусмотренные положениями Водной стратегии мероприятия позволят к 2020 году достигнуть следующих результатов (1): Гарантированное обеспечение потребностей экономики в водных ресурсах с учетом установленных темпов социально- экономического развития в объеме до 107 куб. км; Снижение удельной водоемкости валового внутреннего продукта с 2,4 куб. м./тыс. рублей до 1,4 куб.м/тыс. рублей; Сокращение потерь воды при транспортировке с 10 до 5% от общего объема изъятия водных ресурсов;
Увеличение доли водохозяйственных участков в экономически освоенной части РФ, качество воды в которых оценивается как «Условно чистая» от 1 до 40%. Сокращение доли загрязненных сточных вод в общем объеме сточных вод, требующих очистки, с 89% до 36% Сокращение объема загрязняющих веществ, поступающих в поверхностные объекты, с 11 млн. тонн до 6,6 млн. тонн; Увеличение доли (протяженности) имеющихся и исправно функционирующих сооружений инженерной защиты от наводнений и другого негативного воздействия вод в общей потребности в таких сооружениях с 16% до 50%; Снижение доли аварийных ГТС на 21% от уровня 2008 года.
Состояние 1.Наличие нормативных и методических документов. 2.Открытие финансирования работ. 3. Формирование институтов, групп, которые способны выполнить работы.
Что делать? 1.Обеспечить внесение поправок в методические документы по разработке СКИОВО и НДВ. 2.Обосновать увеличение объемов финансирования работ. 3.Определить оптимальный перечень необходимых методических документов. 4.Закрепить методическое сопровождение работ за одним институтом. 5.Определить порядок согласования и утверждения документов, включая экспертизу.
Спасибо за внимание!