Тел.: (095) Г.В.Курляндская Монетизация социальных льгот в свете реформы разграничения бюджетных полномочий 25 февраля 2004 г.
Тел.: (095) Закон «О монетизации льгот» Разграничил расходные полномочия между уровнями власти Ликвидировал нефинансируемые мандаты Сократил расходные обязательства, закрепленные в федеральном законодательстве Возложил на региональные и местные органы власти ответственность по балансированию доходных возможностей и новых расходных полномочий Перевел натуральные льготы в денежные выплаты по федеральным категориям «льготников»
Тел.: (095) услуги Федеральный бюджет Льготники Региональный/местный бюджет ГУП/МУП компенсация Схема финансирования льготных услуг субсидии
Тел.: (095) Схема финансирования льготных услуг 2 услуги Федеральный бюджет Льготники Региональный/местный бюджет ГУП/МУП деньги субсидии деньги
Тел.: (095) Возможные цели правительства при монетизации льгот Варианты: Ликвидация нефинансируемых мандатов Прозрачность взаимоотношений федерального бюджета и предприятий, предоставляющих льготные услуги Восстановление справедливости по отношению к льготникам, не пользовавшимся льготными услугами Снижение уровня бедности в сельской местности Расширение «прав и свобод» льготника по использованию социальной помощи Каждая из целей (кроме последней) может быть достигнута альтернативным путем
Тел.: (095) Монетизация льгот в целевом бюджете Минздравсоцзащиты ЦЕЛЬ Развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите ЗАДАЧА Обеспечение поэтапного роста среднедушевого дохода нуждающихся граждан ПРОГРАММА Ввод денежных выплат гражданам вместо натуральных льгот ИНДИКАТОР РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧИ Ежемесячные совокупные выплаты из федерального бюджета на одного нуждающегося гражданина
Тел.: (095) Снижение эффективности социальной политики в результате монетизации льгот Увеличение бюджетных расходов Снижение доступности льготировавшихся ранее услуг для их потребителей в результате: –неадекватности размеров выплат тарифной стоимости льготных услуг –унификации размеров выплат жителям регионов с разной стоимостью жизни –несогласованности федеральных действий с региональными особенностями организации предоставления льготируемых услуг –децентрализации институтов социальной защиты
Тел.: (095) Региональный аспект монетизации льгот Региональные категории: инвалиды, репрессированные, ветераны тыла, ветераны труда и пр. Бремя ответственности за сокращение избыточных обязательств в области соцзащиты Монетизация натуральных льгот не обязательна Поощрение монетизации федеральным центром посредством: –назначения губернаторов (кнут) –софинансирования расходов (пряник) Добавочные расходы регионов на монетизацию не учтены при разграничении полномочий Рекомендованный размер денежных компенсаций ( руб.) недостаточен Разные регионы за одни и те же суммы монетизируют разные льготы 16 субъектов РФ не монетизируют льготы региональным категориям Региональные барьеры (нарушение единого социального пространства)
Тел.: (095) Доля региональных льготников в общей численности населения Субъект федерации Численность ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных по отношению к численности населения региона Ямало-НенецкийАО3,6% (минимум) Омская область, Республика Татарстан 13,5% (медиана) Республика Ингушетия55,2% (максимум)
Тел.: (095) Задолженность региональных бюджетов по оплате льгот ветеранам труда, 2004 г. Субъект федерации Объем накопленной кредиторской задолженности по отношению к объему расходных обязательств Республика Чувашия, Тюменская область 0% (минимум) Ставропольский край, Краснодарский край 55-56% (медиана) Волгоградская область477% (максимум) * Данные по 55 субъектам федерации
Тел.: (095) В чем ошибки? Нельзя подменять разграничение полномочий по социальной защите населения разграничением категорий льготников Перераспределение доходов от богатых к бедным слоям населения должно быть не региональной, а национальной функцией Монетизация льгот должна быть одним из звеньев комплексного реформирования федеральной социальной политики, а не следствием реформы разграничения полномочий
Тел.: (095) Предлагаемые решения Возложение на федерацию всей ответственности за сокращение избыточных социальных обязательств путем соответствующих поправок в ФЗ 122 Централизация на федеральном уровне (в федеральном бюджете) социальных трансфертов всем категориям населения, предусмотренным в федеральном законодательстве Оставление за регионами полномочий по предоставлению социальных услуг (патронаж, дома престарелых, детские дома и т.п.) Привлечение экспертного сообщества