Региональные программы по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний: анализ результатов экспертной оценки Р.А. Потемкина 28 февраля 2013 года
Динамика смертности от БСК российских и европейских мужчин лет (стандартизованная по возрасту) на WHO, HFA-MDB, 2013
Основные причины высокой преждевременной смертности населения России Высокая распространенность факторов риска НИЗ среди населения; Отсутствие межведомственного подхода к борьбе с факторами риска и формирования физической и социальной среды для ведения здорового образа жизни.
0 $ $,,,. 0 $ $ $,.
«Необходимо найти должный баланс между ответственностью отдельных людей, с одной стороны, и государства и общества, с другой. Недопустимо возлагать ответственность за развитие ожирения только на людей, страдающих им.» Европейская хартия по борьбе с ожирением, 2006
"для решения проблемы НИЗ необходима смена парадигмы, поскольку НИЗ вызываются не только биомедицинскими, но также поведенческими, средовыми, социальными и экономическими факторами, которые могут служить их причиной или оказывать на них сильное воздействие". Московская Декларация. Первая Глобальная министерская конференция по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям. Москва апреля 2011 года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 1 ноября 2011 года Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан 3) разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний …; 9) осуществление деятельности в сфере охраны здоровья, направленной на формирование здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации; 10) осуществление профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий …; 12) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, субъектов государственной и муниципальной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации;
Правительственная комиссия по вопросам охраны здоровья граждан (от 8 октября 2012 г) Председатель Комиссии – Д.А. Медведев Заместитель - О.Ю. Голодец Секретарь – В.И. Скворцова Члены Комиссии: Министры всех ключевых министерств и комитетов, Лидеры общественных, неправительственных организаций и конфессий.
Положение о правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан Координационный орган для обеспечения согласованных действий исполнительной власти
Задачи: Подготовка предложений по реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны здоровья граждан Организация эффективного взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан и координация их деятельности
Комиссия рассматривает: Предложения по разработке нормативно- правовых актов в сфере охраны здоровья Вопросы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ Вопросы планирования и организации проведения межведомственных мероприятий по охране здоровья граждан, в том числе, направленных на создание условий для ведения здорового образа жизни
Права комиссии: Запрашивать информацию у органов исполнительной власти всех уровней, а также научных, общественных и иных организаций Заслушивать представителей органов исполнительной власти всех уровней, а также научных, общественных и иных организаций Привлекать для участия в работе представителей органов исполнительной власти всех уровней, а также научных, общественных и иных организаций Создавать рабочие группы для рассмотрения отдельных вопросов
Государственная программа «Развитие здравоохранения в Российской Федерации» Подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» Цель: Увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний
Задачи подпрограммы 1 Уменьшение распространенности потребления табака Снижение потребления алкогольной продукции Уменьшение потребления соли Увеличение потребления овощей и фруктов Уменьшение распространенности низкой физической активности Уменьшение распространенности повышенного уровня холестерина в крови
Индикаторы Распространенность ожирения (индекс массы тела 30 и более) Распространенность повышенного артериального давления Распространенность повышенного уровня холестерина в крови Распространенность низкой физической активности Распространенность избыточного потребления соли Распространенность недостаточного потребления овощей и фруктов
Оценка проектов региональных программ 81 субъект РФ Многократная оценка (процесс нон-стоп) 3-х бальная оценка: 3 балла – 36 регионов 2 балла – 38 регионов 1 балл – 7 регионов
Заслушивание регионов 3 балла2 балла1 балл 1. Архангельская область1. Алтайский край1. Иркутская область 2. Астраханская область2. Амурская область2. Ленинградская область 3. Белгородская область3. Владимирская область3. Республика Алтай 4. Брянская область4. Вологодская область4. Республика Калмыкия 5. Воронежская область5. Волгоградская область5. Республика Карелия 6. Кемеровская область6. Забайкальский край6. Челябинская область 7. Камчатский край7. Ивановская область7. Ярославская область 8. Курская область8. Калужская область 9. Костромская область9. Кировская область 10. Краснодарский край10. Красноярский край 11. Липецкая область11. Курганская область 12. Москва12. Мурманская область 13. Московская область13. Магаданская область 14. Новгородская область14. Ненецкий АО 15. Новосибирская область15. Омская область 16. Нижегородская область16. Орловская область 17. Псковская область17. Оренбургская область 18. Пензенская область18. Пермская область 19. Рязанская область19. Республика Адыгея 20. Республика Ингушетия20. Республика Удмуртия 21. Республика Бурятия21. Республика Карачаево-Черкессия 22. Республика Саха (Якутия)22. Республика Кабардино-Балкария 23. Республика Башкортостан23. Республика Дагестан 24. Республика Чувашия24. Республика Татарстан 25. Республика Северная Осетия (Алания)25. Республика Марий-Эл 26. Республика Мордовия26. Республика Коми 27.Чеченская Республика27. Республика Хакассия 28. Ростовская область28. Сахалинская область 29. Смоленская область29. Ставропольский Край 30. Свердловская область30. Санкт-Петербург 31. Самарская область31. Тамбовская область 32. Саратовская область32. Тульская область 33. Тверская область33. Томская область 34. Чукотский АО34. Тюменская область 35. Хабаровский край35. Тульская область 36. Калининградская область36. Ульяновская область 37. Ямало-Ненецкий АО 38. Ханты - Мансийский АО Итого: 36 регионовИтого: 38 регионовИтого: 7 регионов
Цель 1-3 балла Задачи 1-3 балла Индикаторы 1-3 балла Межведом. сотруд-во 1-3 балла Объем мероприятий Образование Специалистов 1-3 балла Эпидмон иторинг 1-3 балла Заказчик правитель ство региона +/- Курение +/- Питание +/- Физическая активность +/- Детские программы +/- ПСМП +/- Подпрогра мма по суицидам +/- Регион______________________________ Общая оценка программы Критерии оценки программ
Основные вопросы Недостаточный уровень (или полное отсутствие) межведомственного сотрудничества Нечетко поставленные цели и задачи программы (задачи подменяются мероприятиями) Несоответствие индикаторов программы ее задачам и ожидаемым результатам Не включается эпидмониторинг как основной инструмент оценки эффективности программы Отсутствие финансирования или неадекватное финансирование программных мероприятий
Обучающий курс по разработке региональных программ профилактики января 2013 года, Москва Цель семинара: обучение лиц, принимающих решения, вопросам планирования, осуществления и оценки программ профилактики НИЗ и формирования здорового образа жизни
Этапы разработки научно- обоснованной профилактики НИЗ 1.Кратко определить проблему и подходы к ее решению 2.Установить, что известно из научной литературы 3.Выразить проблему в количественных показателях 4.Разработать возможные программы или политику для решения проблемы 5.Разработать план действий для осуществления программы или политики 6.Оценить программу или политику
Оценка курса В семинаре приняли участие 61 человек, представители 34 субъектов РФ. В среднем курс был оценен на 7,2 балла, при этом примерно 2/3 опрошенных оценили курс на 8-10 баллов. Методика преподавания оценена в среднем на 8 баллов. Средняя оценка каждого отдельного модуля (этапа) была оценена от 7,9-8,3 баллов. Средняя оценка работы лекторов варьировала от 8 до 9 баллов.
Здоровый выбор должен быть легким!