«... Зачем, О смертные, мы всем другим наукам Стараемся учиться так усердно, А речь, единую царицу мира, Мы забываем? Вот кому служить Должны мы все, за плату дорогую Учителей сводя, чтоб, тайну слова Познавши, убеждая - побеждать!» Еврипид
Объект исследования : процесс работы по обогащению словарного запаса учащихся начальной школы. Предмет исследования : методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка. Гипотеза исследования : при условии систематического использования на уроках русского языка и литературного чтения словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом, повысить уровень их речевого развития.
Цель: обосновать необходимость использования словарей в начальной школе для обогащения словарного запаса младшего школьника. Задачи: изучить сущность понятий «словарный запас младшего школьника», «речь», « развитие речи» рассмотреть структуру словаря и вопрос классификации словарей в лингивистики определить аспекты и направления работы по обогащению словарного запаса младшего школьника
Речь – это деятельность людей, использующих средства языка для общения, для передачи определённой информации, для побуждения к действию.
Виды речи Речь внутренняя речь (мысленная) внешняя речь выражение своей мысли Устно (говорение) письменно (сочинение) восприятие чужой речи восприятие устной речи (аудирование) восприятие письменной речи (чтение) чтение вслухчтение про себя
Развитие речи учащихся Произносительный уровень дикция орфоэпия интонация выразительность Словарный уровень Обогащение словаря(усвоение новых слов и значений) Активация словаря Морфологическ ий уровень Обоснование новых слов Употребление частей речи Синтаксический уровень Образование и употребление словосочетаний и предложений уровень текстов
Обеспечить хорошую среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся Обеспечить правильное усвоение учащихся лексического запаса, грамматических форм, обеспечить формирование конкретных в области развития речи; Вести постоянную специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
словарь – словарь, словник,, словарик, словарчик; речник, лексикон; сборник слов, речений какого-либо языка, с толкованием или с переводом. Словари бывают общие и частные, обиходные и научные (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка); словарь собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка); словарь книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например по алфавиту), с теми или иными объяснениями (Толковый словарь русского языка в 4-х тт. под ред. Д. Н. Ушакова);
лексикография – это научная методика и искусство составления словарей, практическое применение лексикологической науки, чрезвычайно важное как для практики чтения иноязычной литературы и изучения чужого языка, так и для осознания своего языка в его настоящем и прошлом
Словари Энциклопедические Филологические (лингвистические) Малая советская энциклопедия Большая советская энциклопедия Детская энциклопедия « Я познаю мир» « Всё обо всём» « Что такое кто такой?» «Что есть что» « Почемучки» двуязычные одноязычные Толковые Орфографический орфоэпический
Обогащение словаря Уточнение словаря Активация словаря Устранение нелитературных слов
«Обязанность наставника исправлять и пополнять словесный запас дитяти» К.Д. Ушинский