Звуки и буквы в русском языке и звукобуквенный анализ слова в начальной школе МОУ «Моргаушская СОШ» Чувашская Республика Моргаушский район Учитель начальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С первых уроков II раздела «Учим буквы – учимся читать» учебника «Азбука»(авторы Р, Н. Бунеев, Е, В, Бунеева, О, В, Пронина) начинаем выполнять звукобуквенный.
Advertisements

Смирнова Валентина Владимировна, учительница начальных классов МОУ « Моргаушская СОШ » Моргаушского района ЧР 2010 год.
Карта русского алфавита Романова Марина Андреевна Чувашская Республика, Моргаушский район, с.Моргауши, Моргаушская средняя общеобразовательная школа,
Особенности русской фонетики. 1 Характеристика согласных звуков.
Подготовил учитель русского языка и литературы 5 классов ГБОУ СОШ 2034 Семагина М.С.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Памятки. Образец разбора 2 класс Школа России Автор-составитель: Печенкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ 44» Миасский городской.
«Ф ОНЕТИКА » Фонетика - от греческого phone – звук.
Фонетическая система русского языка Выполнила: Неганова Дарья Ученица 5 класса «Б» Учитель: Агафонова Т. Е.
Выбери букву. Буква «А» обозначает звук [а]. Звук [а] – гласный. В слове может быть ударным или безударным.
Начать тест Использован шаблон создания тестов в PowerPointшаблон создания тестов в PowerPoint Русский язык Фонетика Часть 1.
Памятки. Образец разбора 1 класс Школа России Автор-составитель: Печенкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ 44» Миасский городской.
Совершенствование фонетических умений – необходимое условие формирования языковых и коммуникативных компетентностей младших школьников.
Фонетический разбор в начальной школе Константинова И.Н. МОУ Пановская Пестречинского р-на Республики Татарстан.
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовка к ГИА (выполнение задания А4)
Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты.
Что изучают фонетика и графика ? Работу выполнил ученик 8 Б класса Назаров Иван.
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
План фонетического разбора слова План разбора в стихотворной форме Алгоритм разбора Как оформить фонетические разбор слова.
Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Транксрипт:

Звуки и буквы в русском языке и звукобуквенный анализ слова в начальной школе МОУ «Моргаушская СОШ» Чувашская Республика Моргаушский район Учитель начальных классов Смирнова Валентина Владимировна

В письменных работах учащихся встречаются следующие ошибки: 1)смешение букв парных твёрдых и мягких согласных, например: реб а та (ребята), Луба (Люба), конки (коньки); 2)Неумение обозначать мягкие согласные в слиянии буквами е, ё, ю, я, и, мягким знаком, например: Льуда (Люда), Васьа (Вася). Для наглядности взяты графические «схемы-человечки» из учебника «Моя любимая Азбука» (авторы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина). Буквы выглядят так: В русском языке есть всегда твердые согласные звуки – ж, ш, ц, не имеющие мягкой пары. Изображаем их на одной ножке с синими башмачками. Есть согласные звуки всегда мягкие – ч, й, щ, не имеющие твердой пары. Они тоже на одной ножке, но с зелеными башмачками. Гласные звуки можно петь. На уроке спели все гласные звуки, понаблюдали за их артикуляцией, сравнили с рисунком, где девочка поёт. Гласные буквы е, ё, ю, я – двуличные: то обозначают один звук, то два, в зависимости от их местоположения. Мягкость согласного на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь. Чтобы не допускать ошибок в различении мягкости и твёрдости согласных в сочетании с гласными, придумали условные обозначения: жёлтые бабочки на гласных буквах е, ё, ю, я, и. Бабочка перелетает только на согласную букву, стоящую впереди, кроме букв одноногих.

Тогда эти буквы (е, ё, ю, я) «отдают» зелёный башмачок согласной букве, а сами становятся одноногими (произносится только один звук). Например: При подсчёте букв и звуков сразу видно их количественное соотношение. Часто тренирую детей в нахождении слияний мягких согласных с гласными буквами е, ё, ю, я, и. Жёлтым цветом дети рисуют бабочек и стрелки от гласной буквы к согласной. Работы выглядят таким образом: Возьмём другое предложение: На столе стояла кружка. В слове стояла тоже есть буква я, но в этом случае жёлтую бабочку на ней не рисуем, так как бабочка садится только на согласную букву, а буква о – гласная. Значит, буква я обозначает два звука: с т о я л а.

В таблице хорошо видно, что буквы е, ё, ю, я – действительно «двуличные». Немало усилий требуется от ребёнка при выполнении транскрипции слова. В этом случае нам помогает опорная схема.

1.Сколько букв в русском алфавите? (33) 2.А сколько звуков в русском алфавите? (?) 3.Какие бывают звуки? (гласные, согласные) 4.Какие бывают гласные? (ударные, безударные) 5.Какие гласные буквы обозначают только один звук? (а,о,у,ы,и,э) 6.А какие буквы могут обозначать 1 или 2 звука?(е,ё,ю,я - двуличные) 7. На какие две группы делятся согласные? (звонкие и глухие) 8.Звонкие согласные бывают парные (б,в,г,д,з,ж) и непарные (й,л,н,м,р). 10.Глухие согласные тоже бывают парные (п,ф,к,т,с,ш) и непарные (ч,щ,х,ц). 9.Согласные (б,в,г,д,з) и (л,м,н,р) обозначают или твёрдый или мягкий звук, (ж) – только твёрдый, (й) – только мягкий. 11.Согласные (п,ф,к,т,с,х) обозначают или твёрдый или мягкий звук; (ш,ц) – только твёрдый; (ч,щ) – только мягкий. Буква Звук гласные (6) согласные (21) ударные безударные звонкие глух ие Гласные буквы обозначают парные непарные парные непарные 1 звук 1или 2 звука (б,в,г,д,з,ж) (й,л,м,н,р) (п,ф,к,т,с,ш) (ч,щ,х, ц) а,о,у,ы,и,э) (е,ё,ю,я) (мяг.) (тв.) (мяг.) (тв.) (мяг.) (тв.) (мяг.) (тв.) ь и ъ – не обозначают никакого звука

В целом таблица выглядит так: По этой таблице легко сосчитать сколько букв в русском алфавите, сколько всего звуков: гласных, согласных, парных, непарных, твёрдых и мягких. Эту таблицу можно использовать для выполнения звукобуквенного анализа слов. Возникает вопрос: с чего начать? 1.Находим в слове ударение. 2.Ищем безударную гласную. 3.Ищем, где есть смягчение. 4.Оглушение-озвончение. 5.Непроизносимый согласный. 6.Другие орфограммы.

Используя таблицу «Звуки и буквы в русском языке», можно составить таблицу для выполнения звукобуквенного анализа слов. Например: звукобуквенный анализ слова берёзка. В этом слове есть такие орфограммы: смягчение ([б] и [р]), безударный гласный ([и э ] ), оглушение перед глухим согласным к ([с] ). Перед тем, как начать писать транскрипцию слова, при нахождении орфограмм под самими буквами обозначаем в квадратных скобках звуки, которые они обозначают. Например: Берёзка – [би э ро ΄ ска], три слога. 7 букв, 7 звуков. БукваКакой звук обозначае т Согласный или гласный ГласныйСогласный глухой или звонкий Согласный твёрдый или мягкий Удар ный Безуд арный Пар ный Непар ный Пар ный Непар ный б[б][б]согл--зв.пар.-мяг.пар.- е[иэ][иэ]гласн-безуд.---- р[р][р]согл---зв. непар. мяг. парн. - ё[о΄][о΄]гласнударн з[с][с]согл--гл.пар.-тв.пар.- к[к][к]согл--гл.пар.-тв.пар.- а[а][а]гласн-безуд.----

Каждый учитель знает, что младший школьник способен впитать значительный объём даже трудного учебного материала при умелой подаче. Знания, полученные в начальном звене, надолго остаются в памяти у детей и являются основой для получения знаний в дальнейшем. Статья «Приёмы работы по фонетике и орфографии в 1-м классе» опубликована в журнале «Начальная школа плюс До и После» ( год. Москва Издательство «Баласс»). На основе таблицы «Звуки и буквы русского языка» ученица 3 класса Романова Марина придумала творческую исследовательскую работу «Карта русского алфавита». Она стала победителем Регионального этапа IV Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в 2008 году.

Спасибо за внимание!