Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Постоянное требование сличать написанное в тетради с текстом упражнения при списывании; Не допускать ни одного пропуска буквы или искажения написания слова. На каждом уроке надо побуждать ученика контролировать свое письмо.
Эффективные упражнения для развития самоконтроля
Способы решения орфографических задач: 1. Можно проверить нужную орфограмму, применив закон русского письма. 2.Если орфограмма не поддаётся проверке, можно воспользоваться словарём. 3. Можно написать орфограмму по памяти.
Приемы работы в 1 классе: 1. Установление места новой буквы в ряду букв. 2. Составление двухбуквенных и трехбуквенных слогов с буквой, указанной на ленте букв. 3.Обоснование учащимися места букв на ленте.
Лексическая работа В словообразовании; В подборе однокоренных слов, синонимов, антонимов;
Умения определять слабую позицию гласного использовала такие упражнения из учебника: В 1 классе: Списать слова, поставить ударение: Нитки, Антон, парта, сосны, кукла, Ната, ноты, рыба, шнурок. Выпиши слова из трёх слогов с ударением на втором слоге: Магазин, котик, котёнок, статуя, стрекоза, фиалка, дорожка. Во 2 классе: Списать. Сильную позицию гласного обозначить знаком ударения, а гласную в слабой позиции выделить пастой зеленого цвета: Цветы, лесной, играет, красивые, облака, пишет. В предложении на место гласных в слабой позиции записать буквы, которые могут бороться за место в этом слове. С(а/о)довн(и/е)к п(о/а)б(е/и)лил ств(о/а)лы д(е/и)ревь(е/и)в. Прослушайте слова. Запишите только те из них, в которых есть орфограммы. Луна, молоко, пол, Юля, шар, большой, шары. Прочитать слова и записать только те из них, в которых нет орфограммы. Дыня, веселый, буран, лесник, трещит, клубника, круглый, кактус, на катке, качал. В словах грачи, лесной, доказать правильность написания букв а, и, о, е. Запись в тетради: грачи (грач), лесной (лес).
Алгоритм 1) Определить место, где возникла орфографическая задача; 2) К какой группе правил относится данная орфограмма; 3) В какой части слова находится орфограмма; 4) Установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную; 5) Определить в слове ударение; 6) Определить проверяемая или непроверяемая орфограмма; 7) Написать слово в соответствии с правилом.
Методы по повышению грамотности у учащихся Письмо с проговариванием. Графические выделения орфограмм (подчёркивание) Списывание. Комментированное письмо. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Письмо под диктовку. Перфокарта. Письмо по памяти. Творческие работы.
Виды заданий при изучении словарных слов. 1. Запись слов под диктовку. 2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны буквы гласных. 3. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по вариантам 4. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?). 5. Выписать слова, в которых два слога (три слога). 6. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности» и тек далее. 7. Выборочный диктант. 8. Ответить на вопросы. 9. Отгадать загадку: 10. Игра «Найди лишнее слово».
Памятка по работе над ошибками по русскому языку. 1. Найди предполагаемую ошибку. 2. Определи, в какой части слова допущена ошибка. 3. Выпиши слово, оставив на месте ошибки пропуск. 4.Определи, на какое правило допущена ошибка. 5. Посмотри в таблицу, выполни нужные действия и вставь букву. 6.Не забудь поставить ударение и подчеркнуть орфограмму.
Способы деятельности: Интеллектуальные Познавательные Организационные