Программа «Русский язык» 2011 года (для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения, 2 класс) модернизированный вариант программы «Русский язык» 2006 года (для средней общеобразовательной школы с русским языком обучения, 2 класс) Авторские коллективы: 2011 год И. Гудзик, Н. Вашуленко, О. Прищепа, М. Коченгина, Н. Каневская, Э. Сильнова, Е. Лобчук год И. Гудзик, Н. Вашуленко, О. Прищепа.
«Объективное равенство» - основное требование к содержанию учебной программы «Русский язык» 2 классы 2011 года. «Объективное равенство»: Содержание учебного материала по русскому языку не должно быть меньшим по объему, чем по украинскому языку. Уровень и объем компетентностей учащихся начальной школы с русским языком обучения не должны уступать компетентностям учащихся школ с украинским языком обучения.
2006 год2011 год Речевая линия. Языковая линия. Социокультурная линия. Правописание. Графические навыки, техника письма и культура оформления письменных работ. Речевая содержательная линия. Языковая содержательная линия. Социокультурная содержательная линия. Деятельностная содержательная линия. Графические навыки, техника письма и культура оформления письменных работ. Особенности структуры программы по русскому языку для 2 класса
Деятельностная содержательная линия Формирование учебно-организационных умений и навыков (в течение года) Формирование учебно-информационных умений и навыков (в течение года) Формирование контрольно-оценочных умений и навыков (в течение года) Формирование учебно-интеллектуальных и творческих умений и навыков (в течение года)
Социокультурная содержательная линия Тематические группы слов, называющие то государство, в котором живут дети, и то, на языке которого обучаются, столицы, государственную символику, реалии жизни народов (в течение года) Фольклорные произведения большой и малой формы. (в течение года) Фольклорные произведения большой и малой формы. (в течение года) Социальные роли (в течение года) Социальные роли (в течение года) Особенности национального речевого этикета. Правила речевого поведения во время общения. (в течение года) Особенности национального речевого этикета. Правила речевого поведения во время общения. (в течение года)
Введена деятельностная содержательная линия. Усилена и конкретизирована социокультурная содержательная линия.
Содержание учебного материала 2006 год2011 год 105 часов 3 часа в неделю 4 часа резервного времени 5 часов на итоговое повторение в течении года 4 часа на повторение за 1 класс 3 часа на итоговое повторение (семестр, год) Распределение учебного времени 2 класс 2006 год2011 год І. Развитие навыков речевой деятельности (45 часов) І. Речевая содержательная линия ( в течение года) 1.Аудирование (11 ч.) 2.Говорение (12 ч.) Диалогическая речь (6 ч.) Устная монологическая речь (6 ч.) 1.Чтение (11ч.) 2.Письменная речь (11 ч.) В течении года 1.Слушание-понимание речи (аудирование) 2.Говорение Диалогическая речь Устная монологическая речь 1.Чтение (11ч.) Требования : читать правильно,целыми словами, со скоростью: І семестр слов в минуту ІІ семестр слов в минуту 1.Письменная речь (8 ч) В течение года
Количество отдельных уроков, посвященных только аудированию, чтению, говорению или письму, сведено к минимуму. Такие отдельные уроки сохранены только для проведения контроля. Разнообразные виды речевой деятельности включаются в каждый урок. Систематическая целенаправленная работа над формированием и совершенствованием навыков правильного сознательного, беглого и выразительного чтения должна осуществляться непосредственно на уроках литературного чтения.
2006 год2011 год ІІ. Знания о языке. Языковые умения (56 часов) ІІ. Языковая содержательная линия (91час) 1.Звуки и буквы (15 ч.) 2.Текст (6 ч.) 3.Предложения(5ч.) 4.Слово (16 ч.) 5.Состав слова. Однокоренные слова (6ч.) 1.Повторение и закрепление знаний и умений,приобретенных в 1 классе (4 ч.) 2.Язык и речь. Устная и письменная речь (9 ч.) 3.Звуки и буквы (28 ч.) 4.Текст (7 ч.) 5.Предложение (8 ч.) (в течение года) 6.Слово (22 ч.) Корень слова. Однокоренные родственные слова (10ч.) 7.Правописание (в течение года) 8.Итоговое повторение материала изученного в каждом семестре в течение учебного года (3ч.) ІІІ. Правописание (в течение года) Итоговое повторение (5 ч.) (в течение года)
Увеличено количество часов, отведённых для формирования грамматических и правописных умений и навыков учащихся. Учащиеся должны усвоить и самостоятельно применять в ходе письма правила правописания, определённые программой. Учебное время в программе 2 класса распределяется с учетом необходимости выделения в учебном процессе специальных часов для формирования устных и письменных видов речевой деятельности. Необходимость создания положительной мотивации в процессе выполнения творческих устных и письменных работ. Введено понятие и термин «орфограмма».В содержании программы выделен отдельный раздел «Язык и речь. Устная и письменная речь»Удалено: «Состав слова: префикс, корень, суффикс, окончание».Введено: «Корень слова. Однокоренные родственные слова».Расширен объем слов для запоминания (92 слова вместо 70). Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки дополнены или изменены, носят практическую направленность.
Программа «Русский язык, 2 класс» для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения носит компетентностный и личностно-ориентированный характер. Прослеживается усиление речевой и языковой содержательной линии. Трудности в изучении русского языка: взаимное влияние и наложение украинского и русского языков (непрограммные трудности).