«Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи» Венера Викторовна Коробкова – канд. пед. наук, доцент, декан факультета социальной педагогики,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сущность воспитательного потенциала семьи. Воспитательный потенциал семьи это наиболее продуктивное понятие, позволяющее достаточно полно, целостно рассмотреть.
Advertisements

5. Современные подходы к организации взаимодействия с семьей: Метод работы со случаем – семья, нуждающаяся в помощи, рассматривается как отдельный случай,
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И РОДИТЕЛИ: ПАРТНЁРЫ ИЛИ СОПЕРНИКИ Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время,
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА БАЗЕ ДОУ Соколова Ольга Валентиновна методист МАДОУ.
Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ. Доклад из опыта работы. Комольцева Лариса Савельевна социальный педагог.
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» «Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя Старшая группа.
Составила: Гришина Е.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Детско-родительские отношения. Функции семьи: Воспитательная; Хозяйственно-бытовая; Эмоциональная; Духовного(культурного) общения; Первоначального социального.
Групповой проект Работа с родителями Выполнили Педагоги МУ ДОД СЮТ: Бурцева Е.В.. Малышева В.Я. г. Ржев 2013.
МБОУ ВМР «Гончаровская средняя общеобразовательная школа»
СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ? Сутурина Елена Николаевна, ЗДВР МОУ НОШ 25 с. Бада.
«Воспитательный потенциал семьи» общешкольное родительское собрание МБОУ «Начальная общеобразовательная школа п. Центральный» Март 2012 года.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. ЦЕЛЬ: Обогатить их педагогическими знаниями.
Транксрипт:

«Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи» Венера Викторовна Коробкова – канд. пед. наук, доцент, декан факультета социальной педагогики, Пермский государственный педагогический университет

План выступления: 1. Актуальность проблемы развития воспитательного потенциала семьи. 2. Сущность воспитательного потенциала семьи: структура, компоненты и факторы. 3. Современные методы работы с семьей.

Актуальность 1. Гуманно-личностное образование, провозглашающее субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса 2. Уникальность и неповторимость воспитательного процесса в семье 3. Особенности современных родителей 4. Типичные ошибки семейного воспитания

Портрет современного родителя Это люди с высшим и средним профессиональным образованием, Имеют относительно высокий уровень информационной культуры, Для них собственный ребенок – абсолютная самоценность, именно поэтому проблема безопасности, физического и психического комфорта являются одним из важнейших приоритетов. Значительная часть из них не видят школу как монопольный институт образования.

Портрет современного родителя Образовательный уровень большинства из них явно соперничает с культурными возможностями школы, поэтому только диалог и сотрудничество может их привлечь в образовательном учреждении. Рост правовой культуры содействует все большему осознанию родителями себя и своего ребенка как правовых субъектов образования. Образование воспринимается ими как инвестиционное пространство Они могут быть достаточно требовательны и даже агрессивны в случае ущемления прав их ребенка.

Ошибки в воспитательной деятельности родителей 1. Недостаточное представление о целях, задачах, формах и методах воспитания; 2. Отсутствие у родителей единых требований и четкой линии в методах воспитания (что встречается особенно часто); 3. Слепая, чрезмерная, неразумная любовь к ребенку. Неоправданная идеализация ребенка (мой самый…); 4. Чрезмерная строгость, грубость, авторитарность, физические наказания. 5. Нетребовательность в отношении детей (попустительство).

Ошибки в воспитательной деятельности родителей 6. Перекладывание на других своих забот о воспитании ребенка (Няни, Детсад, Школа); 7. Неумеренное удовлетворение материальных запросов детей; 8. Отсутствие должного, но уважительного контроля за ребенком, его досугом, кругом знакомств, интересов; 9. Попытка создать ребенку тепличные условия; 10. Ссоры родителей при детях (тем более скандалы и драки).

Воспитательный потенциал семьи это наиболее продуктивное понятие, позволяющее достаточно полно, целостно рассмотреть не только реальные, проявившиеся уже возможности семейного воспитания, но и увидеть их потенциальные стремления с опорой на индивидуальные особенности конкретной семьи.

Воспитательный потенциал семьи - степень развитости ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную. (А.А. Чуприна, Л.Н. Константинова)

Структура воспитательного потенциала семьи Экономический блок уровень доходов; жилищно-бытовые условия; другие материальные блага необходимые для жизнедеятельности семьи Социальный блок принадлежность к определенной этнической группе, социальный статус родителей, их образование, профессия, культурный и духовный уровень Организационный блок структура семьи (полная или неполная семья, однодетная или многодетная, однопоколенная или многопоколенная и т.п.) Психолого- педагогический блок психолого-педагогическая культура родителей, уровень знаний и умений для эффективной реализации воспитательной функции семьи Нравственно- ценностный блок уровень соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения; наличие духовно-нравственных социально- значимых целей; направленность семейного воспитания Коммуникативный блок характер внутрисемейных отношений (супружеских, детских, детско-родительских), а также система взаимоотношений с социумом (друзьями, образовательными учреждениями, учреждениями культуры и досуга и т.д.)

Компоненты воспитательного потенциала семьи 1. Аксиологический (характеризуется через нравственную направленность и ценностные ориентации семьи) 2. Когнитивный (характеризуется через педагогическую компетентность родителей) 3. Эмоциональный (характеризуется стилем взаимоотношений в семье)

Компоненты воспитательного потенциала семьи 4. Организационно-деятельностный (характеризуется через уровень, степень самоорганизации семьи – как деятельности направленной на решение проблем средствами самой семьи) Социально-педагогическая самоорганизация семьи – это деятельность по развитию способности системы семейного воспитания к непрерывному самообновлению посредством преодоления противоречий своего развития и, главное, усилиями самих участников, членов семьи и ближайшего окружения. (Прокофьева М.М)

Самоорганизация семьи В игровой деятельности (игры по инициативе детей, игры по инициативе родителей; настольные, интеллектуальные, спортивные, народные и др.) В познавательной деятельности (подготовка домашних заданий, совместное чтение книг, совместное увлечение хобби, совместные занятия) В бытовой и трудовой деятельности (самообслуживание, художественно-бытовой труд, природный труд) В культурно-досуговой деятельности (посещение культурных учереждений, прогулки и экскурсии, семейные праздники, музицирование)

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи: Просвещение родителей должно касаться проблем существующих и интересных родителю Просвещение родителей должно проходить не просто в удобное время, а вписываться сверх легко в график родителя (во время ожидания ребенка на занятиях и т.п.) собраниях Родители должны занимать активную позицию и сами должны быть активными участниками обсуждения проблем.

Использование информационной среды ОУ (стенды, сайт для родителей и др), где помещаются статьи из педагогических изданий и СМИ о вопросах «поддерживающего» воспитания ребенка в семье. Использование активных форм при взаимодействии с семьей (тренинги, практикумы, круглые столы, дискуссии и др., совместные занятия с ребенком, совместные КТД), где родители оказываются в активной, а не пассивной позиции по отношению к обсуждаемой и решаемой проблеме. Использование индивидуальной формы работы с родителями (оформление тетрадки-памятки о каждом ребенке, переписка с родителями, консультации и т.п.).

Спасибо за внимание! Контакты: Тел/факс (342) факультет социальной педагогики, ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет» , г.Пермь, ул.Пушкина 44, каб. 32 А.

Профессионализация социально-педагогической поддержки приемной семьи 1. Профессионализация деятельности социальных служб, работающих с приемными семьями; 2. Профессионализация подготовки кадров для социально-педагогической сферы, работающих с приемными семьями; 3. Профессионализация воспитательной деятельности приемных родителей.

Спасибо за внимание! Контакты: Тел/факс (342) факультет социальной педагогики, ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет» , г.Пермь, ул.Пушкина 44, каб. 32 А.