Классификация поисковых инструментов (их типы и виды) Поисковые инструменты можно разделить на: - каталоги или директории - directories - поисковые системы - search engines. В основу этой классификации положен принцип отбора и обработки информации для базы данных поискового инструмента, а именно: насколько этот процесс автоматизирован, кто создает базу данных поискового инструмента: люди или компьютеры.
Классификация поисковых инструментов (их типы и виды) В последнее время разница между поисковыми системами и директориями «стирается», поскольку их создатели стараются не акцентировать внимание пользователей на принципах отбора информации, а представляют как можно больше схожих сервисных возможностей, работая как универсальные порталы. Но разница в отборе и обработке информации все-таки остается существенно важной и определяющей: – поисковые машины используют машины-роботы для поиска, индексации информации – т.е. Процесс полностью автоматизирован; - директории построены на том, что сайт «дожидается» быть принятым, обработанным и описанным неким специалистом- каталогизатором.
Классификация поисковых инструментов (их типы и виды) Такие отличные друг от друга принципы работы поисковых систем и директорий значительно влияют на их объем и содержание, а соответственно – и на стратегию поиска: Поисковые системы индексируют содержимое того или иного сайта полностью и поиск ведется по всем его полным текстам. Директории представляют тот или иной сайт в общих чертах – каталогизатор аннотирует и систематизирует сайт в соответствии с его общим содержанием и полные тексты не индексируются. Поисковые системы индексируют большое количество сайтов, поскольку роботы, «просматривающие» содержимое Сети действуют по принципу «снежного кома», путешествуя от ссылки к ссылке. Директории же отличаются осмысленностью и упорядоченностью подбора сайтов в свои базы данных (обычно это информационно насыщенные и/или сайты крупных физических объектов).
Классификация поисковых инструментов (их типы и виды) Итак, некоторые поисковые системы: Altavista ( Яndex ( Google ( Rambler ( FastSearch (
Классификация поисковых инструментов (их типы и виды) И директории (или каталоги): Yahoo ( Librarians Index to the Internet (lii.org) List.ru (
Классификация поисковых инструментов (их типы и виды) Среди перечисленных, как вы заметили, есть как универсальные глобальные поисковые инструменты, так и универсальные региональные (в данном случае - российские). Приведем и некоторые другие: EuroFerret ( Voila ( Altavista France (fr.altavista.com) UKPlus (ukplus.co.uk)
Классификация поисковых инструментов (их типы и виды) Деление поисковых инструментов на глобальные и региональные – не что иное, как классификация по географическому принципу отбора ресурсов для индексации. Другие поисковые инструменты также содержательно органичивают свои базы данных, но по – тематике: FindLaw ( Whowhere ( MusicSearch ( HumorSearch ( FindBook (
Классификация поисковых инструментов (их типы и виды) Заметьте, что такие специализированные или тематические поисковые инструменты могут использовать: либо свои собственные базы данных для поиска по вашему запросу, либо производят поиск по всей Сети, используя другие поисковые системы.
Классификация поисковых инструментов (их типы и виды) Кроме того, существуют и метапоисковые системы, предлагающие искать в нескольких поисковых системах одновременно. Например: Mamma ( Преимущество в том, что в таком случае выдается максимально большее количество результатов, недостаток же в том, что не все поисковые системы имеют одинаковый синтаксис языка запросов (например, кавычки поддерживаются не каждой поисковой системой).
Основные элементы языка запросов поисковых систем Перечислим общие элементы и особенности языка запросов поисковых систем: Большинство используют: + или - (включить или исключить термин из поискового предписания); «кавычки» (для обозначения фразы, устойчивого словосочетания). Некоторые вместо знаков + или – используют союзы AND, AND NOT.
Основные элементы языка запросов поисковых систем Большинство позволяют использовать символы усечения слова слева * (например: wish* - будут найдены: wish, wishes, wishful, wishbone, and wishy-washy) Некоторые поисковые системы чувствительны к заглавным и строчным буквам (например, если вы ищете материалы о людях с фамилией Stone с помощью Altavista, следует обязательно использовать заглавную букву, посколько в противном случае будут найдены все сайты где встречается слово stone - камень).
Основные элементы языка запросов поисковых систем (на примере Яndex) ЭлементЧто он означаетПример запроса пробел или & или + логическое И (в пределах предложения) семейное право &&логическое И (в пределах документа) рецепты && (плавленный сыр) |логическое ИЛИфото | фотография | снимок | фотоизображение
Основные элементы языка запросов поисковых систем (на примере Яndex) ( ) группирование слов(технология | изготовление) (масла | творога) ~ или - союз И НЕ (в пределах предложения) дума ~ закон ~~ союз И НЕ (в пределах документа) путеводитель по парижу ~~ (агентство | тур) «» поиск фразы«антология поэзии»
Основные элементы языка запросов поисковых систем (на примере Яndex) ! перед словомточная форма слова!настоящий !момента - Настоящий закон вступает в силу спустя две недели с момента его опубликования. $title («»)Выражение присутствует в поле «Заголовок» (Title) HTML-документа. $title («флора и фауна») - страницы с названиями схожими с «Флора и фауна Сибири»
И, в заключение: 1) Для того, чтобы правильно построить стратегию поиска, нужно прежде всего решить для себя какого рода информацию вы хотите получить – некую общую, описывающую объект или явление в целом, или же какие-то детали, частности, которые могут встретиться в полном тексте какого-то документа. В первом случае – целесообразно использовать директорию, во втором – поисковую систему. 2) Если же, начиная поиск, вы еще не представляете точно, что и как много вы хотите получить в результатах запроса рекомендуется использовать разные поисковые инструменты в комплексе.