Навстречу Десятилетию ООН по образованию в интересах устойчивого развития Виктория Элиас Европейский ЭКО-Форум / Центр «ЭКО-Согласие» Москва, Россия
2 Устойчивое развитие социально желательное, экономически жизнеспособное и экологически устойчивое развитие общества...«такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» Комиссия Брундтланд "Наше общее будущее" (1987 / русский перевод)
3 Устойчивое развитие экология экономика социальная сфера УР благое управление
4 Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) Формирующаяся концепция Всеобщность и непрерывность Междисциплинарный подход Взаимодействие преподавателя и учащегося, обсуждение, обучение с помощью опыта и творчества
5 ОСНОВЫ ОУР ОУР ВСЕОБЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ УР ВСЕСТОРОННЯЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ И ОБЩЕСТВОМ СОВМЕЩЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ С ВОСПИТАНИЕМ ИНТЕГРАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ВСЕХ СОВРЕМЕННЫХ ОТРАСЛЕЙ ЗНАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МОДЕЛЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИУМОВ
6 ПРИНЦИПЫ ОУР Разнообразие форм и методов Преемственность программ разных уровней Взаимосвязь с др. программами и программами одного уровня Адаптивность Учет местных особенностей Единство общего, профессионального и экологического образования Связь с практической деятельностью
7 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОУР ( по Н.С.Касимову ) ИДЕИУРИДЕИУР ЭКОЛОГО- БИОЛОГИЧЕСКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДРУГИЕ ДИСЦИПЛИНЫ КУРСЫ ПО УР Государ ственны й образов ательны й стандарт по экологии
8 Образование в интересах устойчивого развития (компоненты) Образование (обучение) Подготовка и переподготовка кадров Выработка навыков Определение системы ценностей Информирование и просвещение населения понимание устойчивости, улучшение качества жизни, снижение рисков
9 ОУР: основные направления Развитие и совершенствование базового образования Переориентация существующего образования на всех уровнях для решения вопросов УР Расширение понимания и осознание важности устойчивости общественностью Подготовка кадров Впервые – Глава 36 Повестки дня на XXI век Далее - документы КУР ООН
10 Развитие и совершенствование базового образования Качественное образование на протяжении всей жизни Возможность обучения всех (независимо от возраста, профессии, местонахождения) Пути реализации: анализ национальной системы образования переориентация систем формального образования
11 Переориентация существующего образования для решения вопросов УР Переориентация существующих программ в направлении социальных, экологических, экономических знаний и перспектив Формирование навыков и ценностей, требующихся для УР Пути реализации: Включение образования в национальные стратегические планы, планы действий в интересах УР
12 Расширение понимания и осознание важности устойчивости Просвещение населения в целях содействия переходу к устойчивым моделям производства и потребления Пути реализации: Вовлечение и использование СМИ Поддержка и сотрудничество с НПО Вовлечение общественности в процесс принятия решений в области УР Развитие межсекторального диалога и сотрудничества
13 На пути к ОУР : основные вехи 1972 г. Стокгольмская конференция 1977 г. Тбилисская конференция по экообразованию 1987 г. Московская конференция 1987 г. Доклад Всемирной комиссии по окр. среде и развитию 1992 г. Всемирный Саммит в Рио (КОСР ООН), Повестка г. (1998 г. –доработка) КУР ООН, «Международная программа работы в области просвещения, информирования общественности и подготовки кадров» 2002 г. ВСУР 2003 г. Киев-2003: Стратегия ОУР для региона ЕЭК 2005 – 2015 гг. Десятилетие ООН по образованию в интересах устойчивого развития
14 Десятилетие ООН образования в целях устойчивого развития 2005 – 2015 гг. Ведущее учреждение – ЮНЕСКО Июнь 2002 г., о.Бали, Индонезия, 4-й Подготовительный комитет к ВСУР – Правительство Японии выдвинуло идею ДОУР Сентябрь 2002 г., Йоханнесбург, ЮАР – поддержка ВСУР на самом высоком уровне 20 декабря 2002 г. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН
15 Десятилетие ОУР: цели Интеграция УР в системы образования на всех уровнях Содействие развитию образования как основы устойчивого общества Укрепление международного сотрудничества для выработки новаторской политики, программ и практики ОУР
16 Международный график осуществления ДОУР лето 2003 г - Проект Графика до середины сентября 2003 г. - Консультации со всеми секторами по проекту Графика (включение мероприятий, «заполнение ячеек» ) к ноябрю 2003 г. – (???) - Распространение наброска графика Региональные консультации и консультации другими организациями (ноябрь 2003 – начало 2004 г.) первая половина 2004 г. - Завершение работы над Графиком Рекомендации Правительствам по включению ОУР в национальные стратегии и планы в области образования
17 Основные участники: ЮНЕСКО Вклад в реализацию ДОУР Повышение качества образования, Переориентация образования на проблемы устойчивости Разработка широкого определения ОУР Основные приоритеты ЮНЕСКО в ДОУР Согласно программе гг. и стратегии на 6 лет Образование для всех (фокус на школу и обучение вне школы) Грамотность Водные ресурсы
18 Основные участники: Правительства Включение мер по осуществлению ДОУР в национальные стратегии и планы действий в области образования к 2005 г. Разработка национальных стратегий и планов в области ОУР Поддержка ОУР на национальном уровне Сотрудничество с различными секторами
19 Основные участники: Работники образования Включение идей ОУР учебные курсы и дисциплины Разработка отдельных курсов ОУР Подготовка учебных пособий в области ОУР Переподготовка кадров в области ОУР
20 Основные участники: НПО Информирование и просвещение населения по вопросам УР ОУР во внеклассном и внешкольном, дополнительном, непрерывном, неформальном образовании Активное участие в разработке концепций, планов и программ ОУР на местном, национальном и международном уровнях
21 Основные участники: СМИ Привлечение внимания к проблемам УР Просвещение населения по вопросам УР Позитивная информация об УР Информирование о политике и мерах правительства, местных властей в области перехода к УР
22 ОУР в регионе ЕЭК ООН 1977 г. – наше время - от экологического образования к ОУР 1999 г. КЭП ЕЭК ООН –Европейская Хартия по экообразованию (предложение Украины к Киеву- 2003) 2000 г. – Стратегия ЕЭК ООН по ОУР (предложение ЭКО-Форума к Киеву -2003) Май 2003, Киев – Заявление министров окружающей среды по ОУР 2002 – 2004(5) – разработка Стратегии ЕЭК ООН в области ОУР
23 Стратегия ЕЭК ООН в области ОУР Министры окружающей среды ЕЭК в Киеве-2003 призвали страны «интегрировать УР в системы образования всех уровней от дошкольного до высшего, включая неформальное образование, образование в неправительственном секторе, для того, чтобы образование стало ключевым фактором перемен» поддержали ДОУР решили разработать на региональном уровне Стратегию ЕЭК ООН в области ОУР (вклад в ДОУР)
24 Стратегия ЕЭК ООН в области ОУР: участники Министерства окр.среды, образования и др. ЕЭК ООН (секретариат процесса) ЮНЕСКО Совет Европы ВОЗ ОЭСР Др. международные организации (гендер, права человека, демократия, экономразвитие и т.д.) Панъевропейский ЭКО-Форум НПО
25 Стратегия ЕЭК ООН в области ОУР: даты Октябрь 2003 – КЭП ЕЭК ООН создал СРГ открытого состава по подготовке Стратегии Ноябрь – январь 2004 – номинация членов СРГ (страны региона и заинтересованные организации) февраля 2004 – первое заседание СРГ, редакционная группа Апрель, июль, ноябрь 2004 – совещания редакционной группы
26 Стратегия ЕЭК ООН в области ОУР: даты Сентябрь 2004 г., Женева – Международная конференция по вопросам образования, сегмент для министров образования ЕЭК: представление Стратегии министрам образования Февраль 2005 г., Женева – Совместное совещание Высокого уровня для утверждения Стратегии, начало ДОУР на региональном уровне Март 2005 – Октябрь 2007 г. – работа на национальных уровнях, субрегиональные совещания, национальные доклады Октябрь 2007 г., Белград – 6-я Конференция министров ОСдЕ, оценка прогресса на основании национальных докладов и докладов НПО
27 Панъевропейский ЭКО-Форум Наш сайт: Информация и дискуссия по ОУР и разработке Стратегии: Рабочая группа ЭКО-Форума по ОУР