Материал, представленный на Коллегии Минобразования России, Предпрофильная подготовка начало эксперимента
В сентябре 2003 года начат эксперимент по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов
Научно-практическая конференция «Основные направления реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» сентября г.Сочи 2003 г.
В конференции приняло участие около 260 человек. Более 200 человек составили представители субъектов Российской Федерации. Представители 14 регионов, участвующих в эксперименте с начала этого учебного года Представители 52 регионов, изъявившие свое желание участвовать в эксперименте со следующего учебного года
В ходе конференции были проведены секции, круглые столы, обсуждения по следующим вопросам: Организация эксперимента по предпрофильной подготовке в субъектах Российской Федерации Организационно-методическое и информационное сопровождение эксперимента Анализ действующих учебников на предмет использования в условиях профильного обучения Элективные курсы в составе профильного обучения и предпрофильной подготовки Содержание и форма итоговой аттестации выпускников основной школы Модель «портфолио» (портфеля учебных достижений)
Основные направления экспериментальной работы ( уч.г., 1-й этап) Разработка и организация курсов по выбору в 9-х классах Организация информационной работы. Образовательная карта территории Организация профильной ориентации 9-классников Изменение итоговой аттестации 9-классников (варианты) Изменение содержания экзаменационных заданий по русскому языку и алгебре Создание модели «портфолио»,по избранному в муниципалитете варианту (варианты) Изменение порядка комплектования 10-х (профильных)классов (варианты) Выработка различных форм развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе и в сельской местности Формирование муниципального проекта сети профильного обучения,в конкретной территории (на ближайшую и среднесрочную перспективы)
Основные направления экспериментальной работы ( уч.г. 1-й этап) - продолжение Отработка системы повышения квалификации, в целях подготовки к переходу на профильное обучение Ведение управленческо-организационной работы и создание координирующей структуры в территории. Анализ кадрового потенциала муниципальной системы образования. Отработка различных форм поддержки и стимулирования эксперимента на всех уровнях
Курсы по выбору (элективы -9) усиление сетевого взаимодействия школ В среднем в муниципальной образовательной сети используется минимум курсов по выбору Кемеровская область- 152 программы курсов (в эксперименте отрабатываются 45) Соотношение пробно- ориентационных курсов и курсов предметного углубления ~ 50:50 Курсы созданы по модульному принципу часов
Особенности организации курсов по выбору Хангаласский улус РС (Я) - централизация в учебном округе часов на курсы в учебном округе часов на курсы по выбору «Сетевой распределенный» «Сетевой распределенный»Кемерово, Республика С(Я) школыПТУ,техникумы,УПК «Сетевой с опорными школами»- Якутия, Амгинский улус. На базе ресурсных центров (гимназии,ла- боратории профильного обучения, центра новых технологий) проводятся интенсивные учебные сессии. Осуще- ствляется подвоз школьников на автобусах. Наиболее распространенным для всех сетей становится определение одного дня, общего для всех школ
Портфель учебных достижений («портфолио») Увеличение сроков формирования портфолио как минимум до 2 лет как минимум до 2 лет (8 и 9 кл.). Предлагается и на 5 лет (вся основная школа) Формирование и учет портфолио в кл. (для поддержания инд. образовательных программ ученика) Основные предложения
Управление и координация работ Совет по профильному обучению Положение о совете План работы Совета Перечень эксп. учреждений План проведения элективных курсов в 9 кл. Профориентационнаяработа Положение об итоговой аттестации и мун. экзаменационнойкомиссии(межшкольныхкомиссиях) Положение о «портфолио» Положение о комплектовании 10 классов
Поддержка эксперимента в территориях В ряде регионов осуществляется доплата за ведение экспериментальной работы (директора школ и заместители, классные руководители 9-х классов, школьные психологи): % В ряде регионов осуществляется доплата за ведение экспериментальной работы (директора школ и заместители, классные руководители 9-х классов, школьные психологи): % Финансирование деления 9-х классов на 2 группы, при организации курсов по выбору Финансирование деления 9-х классов на 2 группы, при организации курсов по выбору Введение в штатное расписание органов управления образованием специалиста с функционалом организатора по предпрофильной подготовке и профильному обучению Введение в штатное расписание органов управления образованием специалиста с функционалом организатора по предпрофильной подготовке и профильному обучению Издание учебных, информационных, методических материалов Издание учебных, информационных, методических материалов