СУБРЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ССУР ЦА)
Страны Центральной Азии привержены к реализации документов ООН по окружающей среде Повестке 21, «Цели развития Тысячелетия» и решений ВСУР, в том числе п. 162 «предпринять шаги для достижения прогресса в разработке стратегий устойчивого развития и начать их осуществление к 2005 году. ………». Страны Центральной Азии привержены к реализации документов ООН по окружающей среде Повестке 21, «Цели развития Тысячелетия» и решений ВСУР, в том числе п. 162 «предпринять шаги для достижения прогресса в разработке стратегий устойчивого развития и начать их осуществление к 2005 году. ………». Главами государств Центральной Азии в 1997 году в рамках деятельности МФСА принята Алматинская декларация, в которой выражается стремление разработать и реализовать общий согласованный ориентир стран ЦА, определяющий направления и общие подходы к достижению целей устойчивого развития в странах региона. Главами государств Центральной Азии в 1997 году в рамках деятельности МФСА принята Алматинская декларация, в которой выражается стремление разработать и реализовать общий согласованный ориентир стран ЦА, определяющий направления и общие подходы к достижению целей устойчивого развития в странах региона. Решением МКУР МФСА принято решение о начале подготовки проекта ССУР и R.R.C АТ ЮНЕП была оказана ресурсная и консультативная поддержка данному процессу Решением МКУР МФСА принято решение о начале подготовки проекта ССУР и R.R.C АТ ЮНЕП была оказана ресурсная и консультативная поддержка данному процессу. Предпосылки для подготовки ССУР ЦА
Приверженность стран ЦА по реализации принципов устойчивого развития Республика Казахстан Стратегия развития Казахстана до 2030 года; Стратегический план развития до 2010 года; Концепция экологической безопасности на годы; Стратегия территориального развития до 2015 года, Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на годы; План мероприятий на годы по реализации перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на годы; Совет по устойчивому развитию Республики Казахстан Фонд устойчивого развития «Казына». Кыргызская Республика Стратегия развития Кыргызской Республики на гг Концепция экологической безопасности Кыргызской Республики Комплекс мер по обеспечению экологической безопасности Концепция перехода Кыргызской Республики к устойчивому развитию на период до 2035 года (на стадии согласования)
Приверженность стран ЦА по реализации принципов устойчивого развития Республика Таджикистан: Национальная стратегия развития на период до 2015 года; Национальная стратегия развития на период до 2015 года; Среднесрочная Стратегия сокращения бедности на годы; Среднесрочная Стратегия сокращения бедности на годы; Концепция перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию до 2030 года; Концепция перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию до 2030 года; Создана Национальная комиссия по устойчивому развитию. Создана Национальная комиссия по устойчивому развитию.Туркменистан: Национальная программа «Стратегия экономического, политического и культурного развития Туркменистана на период до 2020 года»; Национальная программа «Стратегия экономического, политического и культурного развития Туркменистана на период до 2020 года»; Государственная комиссия по обеспечению выполнения обязательств Туркменистана, вытекающих из конвенций и программ ООН по окружающей среде; Государственная комиссия по обеспечению выполнения обязательств Туркменистана, вытекающих из конвенций и программ ООН по окружающей среде; Национальная стратегия устойчивого развития (на стадии принятия) Республика Узбекистан: Национальная Стратегия по устойчивому развитию; Национальная Стратегия по устойчивому развитию; Программа действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на годы; Программа действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на годы; ______ ______ В основу работки документов положены принципы устойчивого развития и целевые показатели документа «Цели Развития Тысячелетия»; В основу работки документов положены принципы устойчивого развития и целевые показатели документа «Цели Развития Тысячелетия»;
Факторы способствующие переходу стран ЦА к устойчивому развитию: Развиваются процессы регионального сотрудничества и интеграции; Развиваются процессы регионального сотрудничества и интеграции; Проявляется тенденция объединения национальных и региональных программ, которые определяют взаимозависимость национальных политик, реформ и регионального сотрудничества; Проявляется тенденция объединения национальных и региональных программ, которые определяют взаимозависимость национальных политик, реформ и регионального сотрудничества; Осуществляется региональная помощь от международного сообщества доноров в поддержке регионального сотрудничества и инициатив в двух – и трёхстороннем сотрудничестве по широкому спектру вопросов. Осуществляется региональная помощь от международного сообщества доноров в поддержке регионального сотрудничества и инициатив в двух – и трёхстороннем сотрудничестве по широкому спектру вопросов. Факторы сдерживающие переход стран ЦА к устойчивому развитию: Различный уровень экономического развития государств ЦА; Различный уровень экономического развития государств ЦА; Ограниченный взаимный доступ промышленного, торгового, финансового и страхового капитала и недостаточное развитие экономических связей; Ограниченный взаимный доступ промышленного, торгового, финансового и страхового капитала и недостаточное развитие экономических связей; Отсутствие единой региональной Концепции и Стратегии устойчивого развития региона; Отсутствие единой региональной Концепции и Стратегии устойчивого развития региона; Загрязнение и нерациональное использование водных и других природных ресурсов, тяжелые последствия Аральского экологического кризиса; Загрязнение и нерациональное использование водных и других природных ресурсов, тяжелые последствия Аральского экологического кризиса; Значительный уровень безработицы и бедности; Значительный уровень безработицы и бедности; Низкий % исполнения принимаемых решений на различных межгосударственных и межправительственных уровнях стран региона. Низкий % исполнения принимаемых решений на различных межгосударственных и межправительственных уровнях стран региона. и др. и др.
Процесс подготовки ССУР Решением МКУР, НИЦ определён ответственным за подготовку проекта ССУР Решением МКУР, НИЦ определён ответственным за подготовку проекта ССУР Решениями МКУР согласовано содержание проекта ССУР. Решениями МКУР согласовано содержание проекта ССУР. В марте-мае 2008 г. проведены обсуждения проекта ССУР в странах региона с участием заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций, а именно: В марте-мае 2008 г. проведены обсуждения проекта ССУР в странах региона с участием заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций, а именно: Узбекистан- март 2008Узбекистан- март 2008 Таджикистан- 27 мая 2008Таджикистан- 27 мая 2008 Кыргызстан- 14 мая 2008Кыргызстан- 14 мая 2008 Туркменистан -17 мая 2008Туркменистан -17 мая 2008 Казахстан – в мае 2008 в электронном режимеКазахстан – в мае 2008 в электронном режиме Согласно решению МКУР, с июля по октябрь 2008 г. вносились изменения и дополнения согласно представленным протоколам обсуждений ССУР в странах. Согласно решению МКУР, с июля по октябрь 2008 г. вносились изменения и дополнения согласно представленным протоколам обсуждений ССУР в странах. В октябре 2008 г. при поддержке РРЦ ЮНЕП в г. Бангкок проведено обсуждение проекта ССУР с участием заинтересованных министерств, ведомств от стран ЦА. В октябре 2008 г. при поддержке РРЦ ЮНЕП в г. Бангкок проведено обсуждение проекта ССУР с участием заинтересованных министерств, ведомств от стран ЦА. К середине ноября 2008 г. подготовлена исправленная и согласованная на экспертном уровне с заинтересованными сторонами стран ЦА окончательная версия проекта ССУР ЦА. К середине ноября 2008 г. подготовлена исправленная и согласованная на экспертном уровне с заинтересованными сторонами стран ЦА окончательная версия проекта ССУР ЦА. В качестве выработки методологических подходов использовались: Методологические рекомендации по подготовке центрально-азиатской стратегии УР. РЭЦ ЦА,2002. Методологические рекомендации по подготовке центрально-азиатской стратегии УР. РЭЦ ЦА,2002. Руководство по разработке Национальной стратегии по устойчивому развитию (UNEP/NSDS 2006). Руководство по разработке Национальной стратегии по устойчивому развитию (UNEP/NSDS 2006). Основными партнёрами по подготовке проекта ССУР являются: Национальные эксперты от ключевых министерств и ведомств, НПО и, Национальные эксперты от ключевых министерств и ведомств, НПО и, Региональный ресурсный центр ЮНЕП АТР Региональный ресурсный центр ЮНЕП АТР
Соглашения и т.п. в рамках ЭКО Соглашения и т.п. в рамках МФСА Соглашения ит.п. в рамкахСПЕКА Соглашения и т.п. в рамках ЦАРЭС Соглашения и т.п. в рамках СНГ Соглашения и т.п. в рамках ЕврАзЭС Рекомендации ВБ, АБР, ПРООН, ЮНЕП и др. Соглашения и т.п. в рамках ШОС Обзоры результативност и экологической политики Рекомендации международных форумов и конференции Национальные программы и стратегии развития НПД и стратегии по Конвенциям НПДООС ССБ НПД по секторам экономики Правовые акты ССУР ЦА Соглашения и т.п. в рамках ОЦАС Цели Развития Тысячелетия ПОВЕСТКА 21 Решения ВСУР Стратегия подготовки и определение приоритетов ССУР ЦА
Общие положения Факторы, определяющие переход региона Центральной Азии к устойчивому развитию Важнейшие принципы и приоритеты устойчивого развития Обеспечение поступательного экономического развития Целевые стратегические направления устойчивого развития Обеспечение социальной безопасности Обеспечение экологической устойчивости Создание механизмов энергетическо й безопасности Интегрированно е управление водными ресурсами Содействие и развитие мер по эффективному управлению Сохранение ценностей природного и культурного наследия Механизмы реализации Мониторинг и оценка прогресса осуществления Финансирование реализации Этап 1 ( годы) – этап, обеспечивающий переход государств региона к устойчивому развитию, для чего необходимо решить значительный объем задач по рыночной трансформации, повысить уровень жизни населения и обеспечить условия для стабильного и безопасного развития общества. Организация реализации: механизмы и инструменты Цель и задачи Ожидаемые результаты ССУР ЦА будет согласованным документом -ориентиром центрально-азиатских стран, определяющий направления и общие подходы по формированию благоприятных политических, правовых, институциональных, экономических, информационных и иных условий для достижения целей устойчивого развития в регионе. Этап 2 (2016–2030 годы) – обеспечение выхода на эколого- ориентированное социально-экономическое развитие Структура ССУР ЦА
Основной целью ССУР является - формирование регионального сотрудничества, обеспечивающего стабильное социально- экономическое развитие соизмеримое с сохранением и рациональным использованием природных ресурсов для настоящих и будущих поколений центрально-азиатского региона. Основной целью ССУР является - формирование регионального сотрудничества, обеспечивающего стабильное социально- экономическое развитие соизмеримое с сохранением и рациональным использованием природных ресурсов для настоящих и будущих поколений центрально-азиатского региона.
Этапы реализации ССУР ЦА Первый этап ( годы) - обеспечивающий переход государств региона к устойчивому развитию, для чего необходимо решить значительный объем задач по рыночной трансформации, повысить уровень жизни населения и обеспечить условия для стабильного и безопасного развития общества. Первый этап ( годы) - обеспечивающий переход государств региона к устойчивому развитию, для чего необходимо решить значительный объем задач по рыночной трансформации, повысить уровень жизни населения и обеспечить условия для стабильного и безопасного развития общества. Второй этап (2016–2030 годы) – обеспечение выхода на эколого-ориентированное социально-экономическое развитие региона. Второй этап (2016–2030 годы) – обеспечение выхода на эколого-ориентированное социально-экономическое развитие региона.
Механизм реализации ССУР: Организация реализации: Механизмы реализации - обеспечивающие межгосударственное и межведомственное взаимодействие, включая институты гражданского общества на национальном и региональном уровнях. Механизмы реализации - обеспечивающие межгосударственное и межведомственное взаимодействие, включая институты гражданского общества на национальном и региональном уровнях. Инструменты реализации – долгосрочные и среднесрочные программы и годовые планы социально-экономического развития и охраны окружающей среды стран региона нацеленные на достижение устойчивого развития, предусматривающие конкретные меры по реализации положений ССУР: Инструменты реализации – долгосрочные и среднесрочные программы и годовые планы социально-экономического развития и охраны окружающей среды стран региона нацеленные на достижение устойчивого развития, предусматривающие конкретные меры по реализации положений ССУР: Финансирование реализации ССУР: Бюджетное финансирование; Бюджетное финансирование; Национальные и местные фонды охраны природы и другие специализированные фонды; Национальные и местные фонды охраны природы и другие специализированные фонды; Средства Международного Фонда Спасения Арала; Средства Международного Фонда Спасения Арала; Внутренние инвестиционные ресурсы; Внутренние инвестиционные ресурсы; Внешние инвестиции со стороны международных организаций, спонсорские поддержки, предпринимательских структур и частных лиц. Внешние инвестиции со стороны международных организаций, спонсорские поддержки, предпринимательских структур и частных лиц.
Мониторинг и оценка осуществления
Дальнейшие действия по согласованию и принятию ССУР Представление ССУР на заседание МКУР для дальнейшего принятия решения по процедуре его согласования; Представление ССУР на заседание МКУР для дальнейшего принятия решения по процедуре его согласования; Согласование ССУР на уровне правительств стран ЦА; Согласование ССУР на уровне правительств стран ЦА; Представление ССУР в Правление МФСА для одобрения. Представление ССУР в Правление МФСА для одобрения.
Спасибо за внимание!