Минск, 2013, НББ А.Б. Сташкевич
Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, 2003 г. Цели Конвенции (статья 1): * охранять нематериальное культурное наследие; * обеспечить уважение нематериального культурного наследия соответствующих сообществ, групп и отдельных лиц; * привлечь внимание на местном, национальном и международном уровнях к важности нематериального культурного наследия и обеспечению его взаимного признания; * обеспечить международное сотрудничество и помощь.
Статья 11. Роль государств-участников: Государства-участники должны предпринимать «необходимые меры» по обеспечению непрерывного воспроизведения, развития и передачи НКН, имеющегося на их территории. В рамках мер по охране идентифицировать и определять различные элементы нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории, при участии сообществ, групп и неправительственных организаций
Меры по реализации Конвенции: * Повышение осведомлённости общественности (ст. 1 (b)б 12,13, 14), чтобы содействовать общему уважению к НКН и его пониманию, а также чтобы информировать общественность о роли НКН в обществе и важности его охраны. * Идентификация, определение и инвентаризация элементов НКН (ст. 11 и 12) на их территории при участии сообществ, групп и соответствующих НПО с целью охраны и повышения осведомлённости; * Создание правовых и административных условий для поддержки охраны НКН (ст. 13).
Идентификация, определение и инвентаризация элементов НКН Каждому государству-участнику надлежит «с учётом сложившейся ситуации составлять один или несколько перечней нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории» (ст. 12), идентифицировать соответствующие элементы «при участии сообществ, групп и соответствующих неправительственных организаций» (ст.11(b))
Инвентари НКН: * должны представлять элементы, которые были определены и идентифицированы при участии сообществ и групп, а также соответствующих НПО (статья 11(b)); * должны составляться при максимально широком участии соответствующих сообществ, групп и отдельных лиц (OР 80); * не должны нарушать принятые практики, регулирующие доступ к НКН, а также к любым связанным с ним местам, лицам и материалам (статья 13(d)(ii)); не должны включать информацию об элементе без согласия соответствующего сообщества, группы или отдельного лица; * должны быть составлены таким образом, чтобы они могли вносить вклад в охрану («для обеспечения идентификации с целью охраны», статья 12.1). Это подразумевает, что в перечень следует включать важные детали о жизнеспособности и угрозах, которые в будущем послужат руководством для возможного принятия мер по охране; * должны быть максимально полными в отношении НКН, имеющегося на территории соответствующего государства-участника («нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории», статья 12.1); * должны регулярно обновляться (статья 12.2; * о них надо регулярно докладывать ЮНЕСКО: OР 153(a) отмечает, что доклады, которые государства-участники обязаны каждые шесть лет представлять Комитету (в соответствии со ст., должны содержать информацию о составлении перечней, как это предусматривается в статьях 11 и 12 Конвенции.
Определение и инвентаризация элементов НКН Республика Беларусь. Хроника событий 2004 г. ратификация Конвенции; 2006 г. избрание в состав Межправительственного комитета по охране НКН; 2006 г. внесение изменений в национальное законодательство об охране наследия, введение понятия «нематериальное культурное наследие»» 2009 г. Внесение в Список НКН, нуждающегося в срочной охране элемента «Калядные цари» д. Семежево Копыльского района Минской области; 2010 г. – первый отчет Беларуси ЮНЕСКО о состоянии элемента «Калядные цари» 2011 г. – национальный отчет Беларуси об имплементации Конвенции 2003 г – 2012 гг. внесение изменений национальное законодательство об охране наследия, сообразно положениям Конвенции 2003 г г. – получение гранта ЮНЕСКО на создание национального инвентаря, создание сайта «Жывая спадчына Беларусі», базы данных инвентаря – 2013 гг. -- работы по инвентаризации НКН
Определение и инвентаризация элементов НКН Республика Беларусь. Организация работы __________________________________________________________________ 2008 – 2009 гг. – создание региональных комиссий (комитетов) по выявлению и идентификации элементов НКН, составление предварительных списков; 2008 – 2009 гг. – внесение первых элементов в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь 2009 – 2010 гг. – активизация работы по выявлению и инвентаризации; гг. -- проведение региональных семинаров оп инвентаризации (на уровне областей); 2012– 2013 гг. -- экспедиции Института культуры Беларуси, мониторинг элементов. Создание национального инвентаря.
Определение и инвентаризация элементов НКН Республика Беларусь. Методика работы ___________________________________________________ 1) разработка и внедрение единой номинационной формы, в соответствии с требованиями Конвенции и ОР; проведение обучающих семинаров; 2) подготовка номинационных файлов для Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, совместно с представителями сообществ, государственными организациями и НГО; 3) проведение мониторинга и экспертиза файлов; 4) включение в Государственный список и в инвентарь; 5) подготовка предварительных списков, отражение в инвентаре; 6) подготовка публикаций, осведомление общественности.
Определение и инвентаризация элементов НКН Республика Беларусь. Взаимоотношения различных организаций в процессе инвентаризации Министерство культуры Республиканские организации Региональные и местные государственные и общественные организации Сообщества, носители
Определение и инвентаризация элементов НКН Республика Беларусь. Охранные списки НКН (инвентари) ___________________________________________________ Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь Национальный инвентарь НКН (нет иерархии, включает все элементы, представляемые регионами, в том числе и не включенные в Гос. список) Региональные охранные списки (в процессе создания) На сегодняшний день в Государственный список историко- культурных ценностей Республики Беларусь внесено 84 элемента НКН, но только 35 из них соотносятся с определением НКН Конвенции 2003 г.
Традиция валяния шерсти (шаповальство) в Дрибинском районе Могилевской области и уникальный профессиональный язык мастеров-шаповалов «Катрушницкий лемезень»
* Центр традиционного гончарства, д. Городная, Столинского района Брестской области
Обряд празднования Юрья «Туровский карогод», д. Погост, Гомельская область
Туровский карагод, 2012
Определение и инвентаризация элементов НКН Республика Беларусь. СТРУКТУРА ИНВЕНТАРЯ НКН ___________________________________________________
Определение и инвентаризация элементов НКН Республика Беларусь. СТРУКТУРА ИНВЕНТАРЯ НКН
Определение и инвентаризация элементов НКН Республика Беларусь. СТРУКТУРА ИНВЕНТАРЯ НКН
Отсутствие преемственности; Изменение культурного ландшафта; Коммерциализация; Слабое социально-экономическое развитие региона, исход молодежи; Глобализация. Глокализация. Урбанизация жизни; Слабая информированность – замена культурных форм на псевдокультурные (эконстекстуализация) Недостаточное развитие внутреннего туризма, отсутствие или утрата коммуникативных связей.
THANK YOU!