Модуль 19. Российские регионы и торговая политика Влияние вступления в ВТО на развитие регионов: экономические выгоды и издержки Ю. Гото, К. Кумо, Н. Зубаревич
Факторы адаптации уровень экономического развития (модуль 18) открытость экономики регионов: «открытые» - 1/3 населения страны (крупнейшие агломерации, экспортно-сырьевые и транзитные регионы) «полуоткрытые» - отдельные экспортные производства + крупные импортозамещающие (регионы Поволжья, Урала, ряд областей Центральной России) «закрытые» - 1/4 субъектов РФ, менее 20% населения (наименее развитые со специализацией на отраслях импортозамещения -машиностроение, пищевая и легкая промышленность)
Пространственные факторы риска Локализация проблемных отраслей: 80% российских автомобилей производится в 2 субъектах РФ. 65% производства тканей - в 3 субъектах Около 80% банковских и страховых услуг сосредоточено в Москве. Более 1/3 производства мяса в стране приходится на 10 субъектов РФ (в такой территориально деконцентрированной отрасли как животноводство) Помимо различных отраслевых эффектов, последствия вступления в ВТО будут иметь и региональное измерение
Пространственные факторы риска Зависимость доходов региональных и местных бюджетов от ведущих предприятий: Самарская обл. (АвтоВАЗ) Нижегородская обл. (ГАЗ) Хабаровский край (КНААПО ) Таких регионов всего несколько, но муниципалитетов – намного больше
Монофункциональность городов В 13 регионах их доля выше 60% Доля моногородов, % Чукотский АО100 Республика Хакасия80 Республика Карелия77 Ивановская область75 Свердловская область70 Кемеровская область70 Нижегородская область68
Последствия вступления в ВТО для региональных рынков труда Исследовании Центра экономических и финансовых разработок (ЦЭФИР): в нескольких регионах прямым эффектом может стать сокращение занятости в промышленности более чем на 1% (Ивановская и Курганская области, Еврейская АО и Адыгея). Снижение занятости в пределах от 0,5% до 1% возможно еще в семи регионах, большинство из них расположено на Северном Кавказе. Критических последствий в виде роста безработицы на региональном уровне после вступления страны в ВТО не ожидается
Последствия вступления в ВТО для региональных рынков труда Исследование Независимого института социальной политики (НИСП): Основные индикаторы для прогнозирования социальных последствий уровень развития и специализация экономики региона: проблемные отрасли - машиностроение, текстильная, частично – пищевая и сельское хозяйство. структура занятости населения: - в промышленности: выделено 15 регионов риска - в сельском хозяйстве: риск невелик, т.к. в областях преобладают предпенсионные возраста, республиках юга идет активная миграция молодежи из села - в малом бизнесе - возможная альтернатива состояние рынка труда: общая и зарегистрированная безработица
Занятость в малом бизнесе Преимущества Наличие или соседство крупнейших городов: Ленинградская, Московская, Калужская, Рязанская, Воронежская, Самарская, Новосибирская, Омская обл. Приграничное положение: Калининградская, Сахалинская обл., Приморский, Хабаровский края Субъективные факторы (льготы): республика Алтай, Магаданская обл. Риски Институциональные ограничения (политический режим): Башкирия, Татарстан, Марий Эл, Мордовия, Смоленская, Курская, Тамбовская, Кировская, Ульяновская, Курганская обл. Традиции теневой экономики: республики Северного Кавказа Слабая заселенность: Архангельская обл., Бурятия, Тыва и автономные округа Возможности трудоустройства в экспортных отраслях: Мурманская, Липецкая, Пермская обл., Коми, Якутия, Тюменская обл.
Качество занятого населения регионов С крупными агломерациями и развитыми ВУЗовскими центрами (Самарская, Ростовская, Новосибирская, Томская области) Старопромышленные области с большим миграционным оттоком (Псковская, Брянская, Ивановская, Костромская, Кировская); С концентрацией занятых тяжелым физическим трудом, (Кемеровская область, Архангельская область, регионы Урала) С большой долей сельского населения (юг) Фактор более низкого качества населения регионов Центра, Урала, Европейского Севера и юга Сибири усугубляет возможные негативные социальные последствия при вступлении в ВТО, в крупногородских регионах они будут минимальны.
Распределение регионов по уровню безработицы
География возможных социальных последствий вступления в ВТО Проблемными могут быть 13 регионов: Приволжский ФО - Нижегородская, Пензенская, Самарская, Ульяновская обл., республики Мордовия, Чувашия, Удмуртия Центр - Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская обл. Другие ФО - Псковская, Курганская обл. Крайне маловероятно, что тенденции спада будут сопоставимыми с самыми неблагоприятными для рынка труда годами. Но следует учитывать, что в проблемных регионах много монофункциональных городов с импортозамещающими предприятиями, и на муниципальном уровне негативные социальные последствия возможного спада будут ощущаться значительно сильнее, чем в регионе в целом Нужны меры региональной политики в отношении муниципалитетов и регионов «группы риска»
Воздействие на территориальное неравенство доходов населения Рост неравенства по доходу – устойчивая тенденция переходного периода В 1990-е годы рост неравенства по доходу был одним из основных социально-экономических последствий глобализации Неравенство продолжает расти и в годы экономического роста Регионы «группы риска», за исключением Самарской области, имеют низкую или пониженную покупательную способность доходов населения Одним из последствий будет дальнейший рост регионального неравенства доходов населения, как минимум, в краткосрочной перспективе
Вклад социально-демографических факторов в объяснение неравенства в России (величина межгрупповой компоненты среднего логарифмического отклонения, в процентах) (Овчарова)
Распределение регионов по отношению душевых денежных доходов и прожиточного минимума (раз)
Распределение регионов по уровню бедности
Региональные последствия вступления: баланс выгод и издержек Выгоды. Присоединение к ВТО должно привести: к более прозрачным правилам функционирования региональных экономик, росту их открытости, ускорению институциональных реформ в регионах, снижению протекционизма по отношению к местным производителям. Присоединение к ВТО выступит катализатором тех структурных и институциональных реформ в регионах, которые откладываются из-за незаинтересованности в них бюрократии и ограниченных возможностей частной инициативы. Это очевидные выгоды, повышающие инвестицион- ную привлекательность российских регионов.
Региональные последствия вступления: баланс выгод и издержек Возможные издержки: Присоединение к ВТО не приведет к массовой безработице, угроза для рынка труда явно переоценена. Но локальный рост безработицы может быть значительным, особенно в монофункциональных городах Поволжья и Центра. Наоборот, последствия в виде роста территориального неравенства, в т.ч. доходов населения, недооцениваются, хотя эта тенденция устойчива последние полтора десятилетия. Можно прогнозировать, что для реализации политики выравнивания потребуется больше финансовых ресурсов в краткосрочной перспективе. В некоторых случаях более приемлемой может быть региональная политика, направленная на поддержку миграций и переподготовку занятых, чем попытки сохранить жизнеспособность всех городов и регионов в равной мере. Успехи и неудачи при вступлении в ВТО будут следствием не столько внешнего влияния, сколько внутренней политики России, в том числе приоритетов в региональной политике.
Вопросы для обсуждения Торговая политика региональных и муниципальных органов власти Взаимосвязь экономических характеристик региона и возможных перспектив его развития при вступлении России в ВТО Региональные рынки труда и их реакция на изменение экономических условий при вступлении в ВТО Региональная дифференциация доходов населения и ее изменения после вступления в ВТО: краткоспрочные и долгосрочные последствия