Развитие межгосударственной стандартизации в рамках МГС СНГ, гармонизация стандартов ( ГОСТ ) со стандартами ISO и EN Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, к.ю.н. А.В. Зажигалкин Москва 2011 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
1.Повышенное внимание руководства России к реформе технического регулирования (курс на модернизацию и инновации). 2.Дальнейшая ориентация на международные нормы и требования ВТО. 3. Дальнейший поиск приемлемой методологии и модели технического регулирования (стихийный подход). 4. Переориентация технического регулирования на наднациональный уровень (таможенный союз и остальные уровни). КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЮ В РОССИИ:
Сотрудничество с государствами – участниками Содружества Независимых Государств
Соглашение ВТО о ТБТ Соглашения ТС (ЕЭП) 15 Технические регламенты ЕврАзЭС (38) Технические регламенты ТС (47) Стандарты межгосударственные (20570), Национальные (РФ, РБ, РК) Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года Программа разработки первоочередных ТР ЕврАзЭС (38 ТР гг.), ТР ТС ( ) Соглашения ЕврАзЭС 7 Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в ТС при формировании ЕЭП от РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ЕЭП В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СОГЛАШЕНИЯ В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В рамках ЕврАзЭС: Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств- членов ЕврАзЭС от 24 марта 2005 года Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года В рамках Таможенного союза: Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза от 11 декабря 2009 года (+ Единый перечень, утв. КТС 319 от ) Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющие работы по оценке (подтверждению) соответствия от 11 декабря 2009 года Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента ТС (Решение КТС от 18 ноября 2010 года 453) График разработки первоочередных технических регламентов ТС (Решение КТС от 8 декабря 2010 года 492) Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС (решение 526 от )
Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
В РОССИИ НЕ УДЕЛЯЕТСЯ ДОЛЖНОЕ ВНИМАНИЕ ДАННОМУ ДОКУМЕНТУ!!! ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ - ??? СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ САНИТАРНЫХ, ВЕТЕРИНАРНЫХ И ФИТОСАНИТАРНЫХ МЕР ТС НА ГГ. Планируется к принятию в 1 кв г. Определит: - цели, задачи, принципы развития - направления деятельности; - критерии оценки; - финансирование работ по стандартизации. Требует доработки (неточности, ошибки) Стратегия требует наличия комплексного плана ее реализации
РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ТС В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Соглашение о гармонизации законодательств государств- членов таможенного союза в части установления ответственности за нарушение требований законодательства ТС в сфере ТР … (проект) Положение о порядке применения типовых схем оценки соответствия требованиям ТР ТС (проект) Рекомендации по оценке (подтверждению) соответствия продукции для разработки ТР ТС (проект) Разъяснение по документам, которыми должна сопровождаться продукция при размещении и обращении ее на территории ТС (проект) Единые формы документов по оценке соответствия ТС (проект) Положение о формировании перечней стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов ТС (проект) Положение о порядке проведения взаимных сравнительных оценок процедур по аккредитации государств-членов ТС (проект) Сводный план по развитию национальных систем аккредитации, основанных на единых принципах с учетом международных требований (проект)
Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия 6 ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК В ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ (решение КТС 319) НА ДАННОМ ЭТАПЕ - ?
ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Режим в рамках Системы сертификации ГОСТ Р (Постановление Правительства РФ 982) 2. Режим в рамках национальных технических регламентов РФ. 3. Альтернативный режим по техническим регламентам РБ, РК, директивам ЕС (п. 6-2 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании») 4. Для продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждения соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов _____________________________________________ 5. В будущем - режим в рамках технических регламентов Таможенного союза (Единый перечень, решение КТС 527 от ) СИТУАЦИЯ КРАЙНЕ ЗАПУТАННАЯ ДЛЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Распределение ведения МТК между странами СНГ Другие страны – 47, в т.ч. Беларусь -1 Казахстан - 2 Ведет Россия -221 В рамках интеграционных процессов необходимы: - активизация деятельности МГС СНГ - создание новых ТК по инновационным направлениям - развитие новых механизмов взаимодействия - максимальное обсуждение и доступ к проектам документов по стандартизации Общее количество МТК по стандартизации - 269: Задача – укрепление ведущей роли России в межгосударственной стандартизации
Фонд межгосударственных стандартов Межгосударственные стандарты по России (по СНГ 20570) ГОСТ Р 5082 стандарта Уровень гармонизации 32,9% Динамика принятия межгосударственных стандартов разработано 5995 документов (в т.ч. межгосударственных стандартов), в т.ч. : Российской Федерацией – 3452 НД и 1315 изменений; Республикой Беларусь – 364 НД и 30 изменений; Республикой Казахстан – 43 НД и 56 изменений; Фонд национальных стандартов РФ Уровень гармонизации 44 % ЗАДАЧА – УСКОРЕННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ФОНДА МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ 2011 г.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ СТАНДАРТОВ - в ПМС включено 334 темы на разработку (пересмотр) межгосударственных нормативных документов; - на принято 43 межгосударственных нормативных документа, разработанных в соответствии с ПМС
Количество стандартов, разработанных странами с 1992 года в рамках МГС СНГ Азербайджанская Республика 4 Республика Молдова1 Республика Армения6 Республика Беларусь89 Республика Казахстан9 Республика Узбекистан1 Российская Федерация2281 Украина369
Деятельность Росстандарта по разработке стандартов в 2011 году ПРНС-2011 включает разработку 4628 стандартов: национальная стандартизация – 2515, межгосударственная – 2188, системы аттестованных данных – 25, из них: за счет средств федерального бюджета – 3975, гармонизированных стандартов – 1568, стандартов, разрабатываемых в обеспечение требований технических регламентов – Главная задача в межгосударственной стандартизации - разработка ГОСТ для обеспечения выполнения требований технических регламентов Таможенного союза. Работы проводятся по 3-м направлениям: разработка межгосударственных стандартов; переоформление ГОСТ Р в ГОСТ методом обложки (по согласованию с Беларусью и Казахстаном); рассмотрение первой, окончательной редакций и голосование по ГОСТ, разрабатываемым другими странами.
Проблемы межгосударственной стандартизации Для обеспечения исполнения технических регламентов Таможенного союза на 1 этапе необходимо разработать более 2000 межгосударственных стандартов 1. Устаревший фонд межгосударственных стандартов 2. Невысокая активность деятельности МТК и нехватка экспертов 3. Несовпадение фондов ГОСТов в странах СНГ, различная степень активности государств-членов МГС СНГ и одновременное применение странами разных стандартов в отношении одной продукции 4. Уровень гармонизации национальных стандартов с международными различается в государствах-участниках СНГ и Таможенного союза 4. Наметившееся использование разных подходов к стандартизации в странах СНГ и ТС (Еврокоды, документы EN, методы испытаний) 5. Длительная процедура разработки межгосударственного стандарта (около 2 лет, национального - не более 1,5 лет) и недостаточная готовность МГС СНГ к разработке значительного объема ГОСТ 6. Недостаточная координация деятельности при формировании программ межгосударственной стандартизации 7. Недостаточное финансирование деятельности по межгосударственной стандартизации (в России необходимы изменения в ст ФЗ)
Сравнение уровня гармонизации стандартов на методы испытаний в странах Таможенного союза (пример) для технических регламентов: - «Безопасность низковольтного оборудования» - «Безопасность лифтов» - «Молоко и молочная продукция» Низковол. оборудование МолокоЛифты Беларусь Кол-во стандартов под регламент Низковол. оборудование МолокоЛифты Россия Кол-во стандартов под регламент Низковол. оборудование МолокоЛифты Казахстан Кол-во стандартов под регламент - национальные или межгосударственные, гармонизированные с международными - национальные, негармонизированные с международными - межгосударственные, негармонизированные с международными
Изменение 1 к ГОСТ «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, обновления и отмены» Пункт изложить в редакции: Стандарт считают принятым по результатам голосования в АИС МГС, если за его принятие в предложенной редакции проголосовало не менее двух третей от числа национальных органов, заинтересованных в применении данного стандарта и принявших участие в голосовании, и при этом отсутствуют предложения о вынесении рассмотрения результатов голосования на заседание МГС и стандарт не относится к числу основополагающих стандартов (см ). При этом число национальных органов, проголосовавших за принятие стандарта, должно быть не менее трех с учетом национального органа государства разработчика. Приложение 38-1 К Протоколу МГС
Направления работ в области межгосударственной стандартизации в связи с созданием Таможенного Союза Принятие Положения о порядке формирования перечней международных, региональных и национальных стандартов для технических регламентов таможенного союза Максимальное использование на первом этапе национальных стандартов в качестве доказательной базы технических регламентов ЕврАзЭС и ЕЭП Рассмотрение вопроса о целесообразности Соглашения между СНГ и ТС (ЕврАзЭс) о взаимодействии по вопросу разработки и применения межгосударственных стандартов ГОСТ Упрощение процедуры рассмотрения и принятия ГОСТ, в т.ч. путем электронного голосования (ГОСТ и другие ГОСТы) Корректировка Перечня приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации на гг. Ускоренное развитие Автоматизированной информационной системы МГС (АИС МГС)
Направления работ по межгосударственной стандартизации в связи с созданием Таможенного Союза (окончание) Укрепление аппарата МГС СНГ и ориентация на более активную работу в области межгосударственной стандартизации Ориентация работы национальных ТК по стандартизации на активную работу по межгосударственным процедурам в рамках МТК Координация деятельности членов МГС СНГ в отношениях с СЕN/CENELEC и ИСО/МЭК и дальнейшая ориентация на гармонизацию с международными стандартами Укрепление национальных органов по стандартизации государств-членов СНГ и Таможенного союза Активизация участия бизнес-структур в межгосударственной стандартизации
Промышленность Малые и средние предприятия Профессиональные организации Правительство Потребители Профсоюзы Неправительственные организации За рубежомВ России и СНГ 85-90%7-10% 5-15%90% 5%Стремится к 0% Вклад в разработку стандартов ЗАДАЧА – АКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА К РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ
Программа разработки национальных стандартов 2010 г г. ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА – АКТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА К РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ
Поручение Президента РФ «О подготовке предложений по законодательному совершенствованию института стандартизации» (поручение Президента Пр-155) В целях совершенствования национальной системы стандартизации представляется целесообразным сосредоточить основные усилия на следующих ключевых направлениях: В целях совершенствования национальной системы стандартизации представляется целесообразным сосредоточить основные усилия на следующих ключевых направлениях: актуализировать Концепцию развития национальной системы стандартизации (в перспективе – ФЗ о стандартизации); актуализировать Концепцию развития национальной системы стандартизации (в перспективе – ФЗ о стандартизации); сформировать на среднесрочный период Программу разработки национальных стандартов, предусматривающую ежегодное от 10 до 15 % обновление стандартов в приоритетных секторах экономики; сформировать на среднесрочный период Программу разработки национальных стандартов, предусматривающую ежегодное от 10 до 15 % обновление стандартов в приоритетных секторах экономики; продолжить курс на дальнейшую гармонизацию национальных стандартов с международными стандартами и добиться к 2012 году достижения показателей гармонизации на уровне %; продолжить курс на дальнейшую гармонизацию национальных стандартов с международными стандартами и добиться к 2012 году достижения показателей гармонизации на уровне %; обеспечивать стандартами на новые виды продукции и технологии, созданные при реализации госпрограмм и ФЦП и выполнении НИОКР, в целях опережающей постановки продукции на производство и гарантированного внедрения новых технологий; обеспечивать стандартами на новые виды продукции и технологии, созданные при реализации госпрограмм и ФЦП и выполнении НИОКР, в целях опережающей постановки продукции на производство и гарантированного внедрения новых технологий;
Поручение Президента РФ «О подготовке предложений по законодательному совершенствованию института стандартизации» (окончание) активизировать участие официальных представителей РФ и бизнеса в международных и региональных организациях по стандартизации; активизировать участие официальных представителей РФ и бизнеса в международных и региональных организациях по стандартизации; совершенствовать организацию размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, предусматривающую использование национальных стандартов как инструмента обеспечения качества или соблюдения технических требований к продукции (94-ФЗ); совершенствовать организацию размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд, предусматривающую использование национальных стандартов как инструмента обеспечения качества или соблюдения технических требований к продукции (94-ФЗ); завершить до 1 января 2012 года работу по актуализации межгосударственных и национальных стандартов в целях решения задач обеспечения стандартами технических регламентов таможенного союза; завершить до 1 января 2012 года работу по актуализации межгосударственных и национальных стандартов в целях решения задач обеспечения стандартами технических регламентов таможенного союза; обеспечить разработку Общероссийского классификатора продукции по видам эк. деятельности (ОКПД), гармонизированного с аналогичной классификацией ЕС, а также единых классификаторов для государств-членов таможенного союза; обеспечить разработку Общероссийского классификатора продукции по видам эк. деятельности (ОКПД), гармонизированного с аналогичной классификацией ЕС, а также единых классификаторов для государств-членов таможенного союза; обеспечить межведомственную координацию работ по стандартизации, проводимых федеральными органами исполнительной власти;обеспечить межведомственную координацию работ по стандартизации, проводимых федеральными органами исполнительной власти; оптимизировать систему подготовки (переподготовки, повышения квалификации) специалистов и экспертов в области стандартизации. оптимизировать систему подготовки (переподготовки, повышения квалификации) специалистов и экспертов в области стандартизации.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! РОССТАНДАРТ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Тел.: 8 (495)