Развитие химического мышления школьников в модельной среде Е. В. Высоцкая, канд.псих.наук, вед. науч. сотр. ПИ РАО С. Б. Хребтова, канд.хим.наук, доц. хим. ф-та МПГУ
проблемы поддержки деятельностной стороны образования научных понятий в предметном обучении: как и где учащемуся должно быть представлено «стоящее за химическим понятием» его «деятельное содержание»? в каком контексте оно появится как необходимое? в какой форме оно должно осваиваться прежде, чем понятие будет оформлено в виде определения?
подходы к построению учебного предмета организация учебной деятельности «традиционное обучение»: упражнения в применении знаний реконструкция «деятельного смысла» и оснований предметных знаний в ситуации их происхождения «проблемно-поисковый» («проектный»): поиск знаний для ситуаций их применения усвоение готовых знаний формирование познавательной самостоятельности стимуляция учебной самостоятельности
модельная среда химических превращений
развитие модели
Моделирование целенаправленного химического превращения
работа в практикуме постоянно сопровождается параллельным описанием на условном языке схем
Не учитель «объясняет эту тему», а школьники «сочиняют эту схему»: каждое новое химическое знание становится особым предметом детского обсуждения.
условный язык «предпонятийных» схем позволяет поддерживать общее обсуждение учебной проблемы и «материализовать» рефлексивные компоненты ориентировки
Развитие условного языка описания и планирования химических превращений
Развитие знаковых средств «этикеточная» схема превращения «молекулярная» схема превращения «портрет молекулы» элементная формула «правильная» формула твердый голубой нерастворимый «порошок» Cu O H [Cu,O,H] Cu(OH) 2 трансформация знаковых средств голубой «порошок» гидроксид меди Определения и знаковые формы представления начальных понятий
Тексты средневековых химиков прочитываются и интерпретируются на «условном языке» и отображаются в схемах
предметная среда логико-генетической модельной реконструкции содержания научных понятий Образовательный период введения начальных естественнонаучных понятий «выстраивание» общего способа и освоение средств изучения новой предметной области «деятельностная пропедевтика», раскрывающая ученику предметные основания и деятельностный смысл новой области знаний, как сферы его собственного познавательного продвижения и развития предмет «введение в химию» как составная часть непрерывного химического образования
формирование познавательной самостоятельности как основы «предметного» самоопределения ученика деятельностная пропедевтика понятия опробование знаний на «применимость» в решении задач (освоение «ориентировочной функции» знаний) реконструкция «деятельного смысла» и оснований знаний: усвоение предмета «культурная история» предмета (формирование субъективно-личностной осмысленности)
Благодарим за внимание!