ФГОС ВПО в контексте модернизации общего и педагогического образования Л.А. Трубина, зам. председателя Совета УМО, проректор по учебно- методической работе МПГУ, д.ф.н., профессор
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РАЗРАБОТКИ ФГОС Ежегодные Послания Президента Федеральному собранию Стратегические направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 г. (одобрены Правительством РФ) Федеральный закон 232-ФЗ от 24 октября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» Федеральный закон 309-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» ФЦПРО Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности
Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров Код и наименование направления подготовки бакалавров и магистров Код ступени профессионального образования в соответствии с ОКСО и наименование академической степени Педагогические науки Естественнонаучное образование 2 – Бакалавр естественнонаучного образования 3 – Магистр естественнонаучного образования Физико-математическое образование 2 – Бакалавр физико-математического образования 3 – Магистр физико-математического образования Филологическое образование 2 – Бакалавр филологического образования 3 – Магистр филологического образования
Педагогические науки Социально- экономическое образование 2 – Бакалавр социально- экономического образования 3 – Магистр социально- экономического образования Технологическое образование 2 – Бакалавр технологического образования 3 – Магистр технологического образования Педагогика 2 – Бакалавр педагогики 3 – Магистр педагогики Художественное образование 2 – Бакалавр художественного образования 3 – Магистр художественного образования
Перечень основных педагогических специальностей Код спец.Наименование специальностиКвалификация ИнформатикаУчитель информатики Профессиональное обучение (по отраслям) Педагог профес. обучения Технология и предпринимательство Учитель технологии и предпринимательства Музыкальное образованиеУчитель музыки Изобразительное искусство Учитель изобразительного искусства Дошкольная педагогика и психология Преподаватель дошкольной педагогики и психологии Педагогика и психологияПедагог- психолог Педагогика и методика дошкольного образования Организатор-методист дошкольного образования
Код спец.Наименование специальностиКвалификация Педагогика и методика начального образования Учитель начальных классов ТифлопедагогикаУчитель-тифлопедагог СурдопедагогикаУчитель-сурдопедагог Олигофренопедагогика Учитель- олигофренопедагог ЛогопедияУчитель-логопед Специальная психологияСпециальный психолог Специальная дошкольная педагогика и психология Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии МатематикаУчитель математики ФизикаУчитель физики ХимияУчитель химии БиологияУчитель биологии
Код спец.Наименование специальностиКвалификация ГеографияУчитель географии ИсторияУчитель истории ЮриспруденцияУчитель права КультурологияУчитель культурологии Русский язык и литература Учитель русского языка и литературы Родной язык и литература Учитель родного языка и литературы Физическая культура Педагог по физической культуре Иностранный язык Учитель иностранного языка Безопасность жизнедеятельности Учитель безопасности жизнедеятельности Педагогика Преподаватель педагогики
ПРОЕКТ Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров (по ФГОС-3) Наименование направления подготовки бакалавров и магистров Наименование квалификации/степени Педагогическое образование Бакалавр Магистр Специальное (дефектологическое) образование Бакалавр Магистр Психолого-педагогического образования Бакалавр Магистр
Таблица соответствия образовательных программ ГОС-2 и образовательных программ ФГОС Название образовательной программы (ГОС-2) код Название образовательной программы (ФГОС) код I. Специальности: Информатика 65 Педагогическое образование 62,68 Технология и предпринимательство 65 Музыкальное образование 65 Изобразительное искусство 65 Дошкольная педагогика и психология 65 Педагогика и психология 65 Педагогика и методика дошкольного образования 65 Педагогика и методика начального образования 65 Математика 65 Физика 65 Химия 65
Таблица соответствия образовательных программ ГОС-2 и образовательных программ ФГОС Название образовательной программы (ГОС-2) код Название образовательной программы (ФГОС) код Специальности: Биология 65Педагогическое образование62,68 География 65 История 65 Юриспруденция 65 Культурология 65 Русский язык и литература 65 Родной язык и литература 65 Физическая культура 65 Иностранный язык 65 Безопасность жизнедеятельности 65 Педагогика 65
Таблица соответствия образовательных программ ГОС-2 и образовательных программ ФГОС Название образовательной программы (ГОС-2) код Название образовательной программы (ФГОС) код Направления: Естественнонаучное образование 62,68 Педагогическое образование62,68 Физико-математическое образование 62,68 Филологическое образование 62,68 Социально-экономическое образование 62,68 Технологическое образование 62,68 Педагогика 62,68 Художественное образование 62,68
Таблица соответствия образовательных программ ГОС-2 и образовательных программ ФГОС Название образовательной программы (ГОС-2) код Название образовательной программы (ФГОС) код II. Специальности: Социальная педагогика 65 Психолого- педагогическое образование 62,68 Педагогика и психология 65 Направления: Педагогика 62,68 III. Специальности: Тифлопедагогика 65 Специальное (дефектологическое) образование 62,68 Сурдопедагогика 65 Олигофренопедагогика 65 Логопедия 65 Специальная психология 65 Специальная дошкольная педагогика и психология 65 Направления: Педагогика 62,68
Принципы разработки ФГОС ВПО преемственность; согласованность в системе непрерывного образования; фундаментальность подготовки; усиление практической направленности обучения; акцент на результаты обучения, выраженные на языке компетенций ; сопоставимость с образовательными системами других стран.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ВПО): уровневая структура (бакалавриат-магистратура); отсутствует деление на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты (весь стандарт – федеральный); в каждом цикле – базовая и вариативная части; компетентностный подход к результатам обучения отказ от дисциплинарного подхода; отсутствие обязательного перечня дидактических единиц ; показатель трудоемкости - зачетные единицы (аналог европейской системы ECTS).
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ Стандартом не устанавливаются: обязательные наименования дисциплин (за исключением истории, философии, иностранного языка, БЖД, физкультуры); наименования других дисциплин приводятся как примерные (для разработки примерных программ дисциплин, учебников и учебных пособий) ; полный перечень дисциплин – в ООП (комплект учебно-методической документации вуза).
Общие требования: к результатам освоения основных образовательных программ; к структуре основных образовательных программ ; к условиям реализации основных образовательных программ.
Структура ГОС Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 2 - Общие математические и естественнонаучные дисциплины 3 - Общепрофессиональные дисциплины 4 - Дисциплины предметной подготовки
Структура ФГОС 1 - Гуманитарный, социальный и экономический цикл 2 - Математический и естественнонаучный цикл 3 - Профессиональный цикл 4 - Физическая культура 5 - Учебная и производственная практики 6 - ИГА
НАПРАВЛЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПОДГОТОВКИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (по ГОС ВПО 2000 г.)
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ (ГОС ВПО – 2000)
Филологическое образование: Русский язык и литература Русский и иностранный языки Иностранный язык и зарубежная литература Иностранный язык и русский язык как иностранный Иностранный язык и компьютерная лингводидактика Иностранный язык Художественное образование: Музейная педагогика Искусствоведение Театрально-сценические искусства Экранные искусства Музыкальное искусство
Педагогика: Воспитательная работа Детская практическая психология Игровые технологии в дошкольном образовании Речевое дошкольное образование Технологии подготовки специалиста дошкольного образования Управление дошкольным образованием Начальное образование Социальная педагогика Практическая психология в образовании Психологическое образование
ПРОЕКТ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ (по ФГОС ВПО 2009)
Педагогическое образование: Химическое образование Биологическое образование Географическое образование Экологическое образование Естественнонаучное образование Образование в области безопасности жизнедеятельности Математическое образование Физическое образование Информатика и информационные технологии в образовании Филологическое образование Литературное образование Образование в области русского языка Образование в области родного языка и литературы Образование в области иностранного языка Культурологическое образование
Педагогическое образование: Физкультурное образование Историческое образование Обществоведческое образование Экономическое образование Правовое образование Художественное образование Музыкальное образование Образование в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства Технологическое образование Дошкольное образование Начальное образование Дополнительное образование Образование взрослых
Специальное (дефектологическое) образование: Образование лиц с нарушениями слуха. Образование лиц с нарушениями зрения. Образование лиц с нарушениями двигательного развития. Образование лиц с нарушениями интеллектуального развития. Образование лиц с нарушениями речи. Образование детей с задержкой психического развития. Образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития. Психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое образование: Психология образования Психология и педагогика дошкольного образования Психология и педагогика начального образования Психология и педагогика инклюзивного образования Психология и педагогика дополнитльного образования Психология и социальная педагогика Психология и педагогика образования одаренных детей Психология и педагогика профессионального образования Специальная психология и педагогика