Как сделать презентацию к уроку? Венедиктова Ольга Николаевна С.Л. Островский, Д.Ю. Усенков
Зачем? Те, кто имеет опыт создания презентаций, знают, что как раз технические вопросы обычно вызывают минимум проблем. Основная проблема в том, что целесообразно выносить на слайды, а что имеет смысл просто «сказать словами» Ответ на вопрос «Зачем» не так прост и очевиден, но попробуем в нем разобраться
Визуализация Необходимость в повышении наглядности материала – самая высокая причина задуматься о создании презентации Виртуализировать посредством компьютерной презентации можно не только то, что трудно описать словами. Часто использовать компьютерное изображение просто удобнее, быстрее, аккуратнее и нагляднее, чем делать чертеж на доске мелом
«Опорный конспект» Презентация может быть отличным каркасом урока. Наличие такого каркаса в сочетании с ясно объявленной целью и предъявленным планом урока облегчает жизнь не только учителю, но и ученикам.
Себе и другим Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Презентации, сделанные с помощью распространённых программных средств, - замечательный пример открытых средств Всегда сохраняйте ссылки на автора и источники
Что такое хорошо и что такое плохо Выясним,что является при создании презентации ошибками, а что хорошим примером
Что такое плохо Есть ли объективные критерии, по которым можно назвать тот или иной слайд или даже презентацию плохими? Сказать помягче – не слишком удачными. Такие критерии есть и в большинстве случаев неудачно получается, когда имеются явные, грубые, объективные, а не «вкусовые» ошибки.
Ошибка 1:слайдоменты Слайдомент – это бумажный документ, предназначенный для восприятия в печатной версии, но перенесенный на слайд, проецируемый на экран. В результате то, что должно быть представлено на бумаге, демонстрируется ненадлежащим образом. Такие «псевдодокументы» зачастую совершенно нечитабельны и не воспринимаемы.
Ошибка 2: невнимательность, неграмотность и неряшливость Всегда нужно проверять, нет ли на слайдах опечаток, правильно ли расставлены запятые; Стараться не допускать небрежностей в некорректных расстановках пробелов и тире; Следует обращать внимание на то, что заголовки всех уровней не должны заканчиваться точкой!
Ошибка 3: «до-ре-ми» цвета Цветовая гамма в презентации очень важна. От того, как цвет текста сочетается с цветом фона, зависит, будет ли текст нормально восприниматься зрителями.
Во-первых, цвета текста и фона должны быть контрастными. Черный текст на белом фоне или, наоборот, белый(либо просто светлый) на черном обеспечат хорошую читаемость текста Во-вторых, некоторые цветовые сочетания(в том числе достаточно контрастные), что называется, «режут глаз», - например, красный текст на темном фоне В-третьих, нужно помнить, что в режиме редактирования цвет фона слайда может отличаться от цвета, который будет на проекции
Ошибка 4: бессмысленные «украшательства» Когда возникает желание использовать тот или иной элемент оформления, убедитесь в том,что это необходимо, и что это не будет лишним. Главное – что бы оформление было без ущерба для наглядности! Яркий пример такой ошибки:
Ошибка 4.1: бессмысленный фон При изготовлении презентации к уроку часто возникает соблазн использовать на ней какой-нибудь фон «по теме» - вроде тетрадного листа, географической карты и других подобных «содержательных» украшательств На пестром многоцветном фоне для некоторых фрагментов текста цветовое сочетание с фоном может сделать текст нечитаемым
Ошибка 4.2: бессмысленные рисунки Еще один аспект бессмысленного украшательства – не относящиеся к делу рисунки, размещенные на слайде. Иногда удачно подобранная картинка «в тему» помогает оживить слайд, а порою юмористический характер такой иллюстрации помогает «расшевелить» аудиторию. НО! При этом нужно не забывать, что подобные картинки – это лишь приправа к основному блюду, и главное с ними не переборщить
Ошибка 4.3: бессмысленная анимация Если размещать на слайде бессмысленные статические рисунки – это все равно, что переложить пряностей, то бессмысленная анимация – одна из грубейших ошибок при создании презентаций. Любая из анимации «съедает» часть внимания зрителей, которого наверняка хотелось бы сосредоточить на учебном материале. Как, например, для средней, а тем более старшей школы предписано строгое оформление, без излишеств
Ошибка 5: отсутствие единообразия и жесткого макета Слайды презентации не должны быть похожи друг на друга как близнецы, но лучше избегать разнообразия на каждом слайде и реализовать в презентации единое оформление(или хотя бы единообразие в четко выделяемых смысловых частях)И если слайды делаются структурно единообразными, то макет – расположение на слайде основных элементов – должен быть жестким.
I. Если вы решили разместить на нескольких слайдах подряд логотип вашей школы, то он не только должен быть не слишком крупным, но и должен на всех слайдах иметь одинаковый размер и расположение с точностью до пикселя II. «Отгадывание кроссворда», где требуется идентичная кроссвордная сетка на всех слайдах. Как этого добиться? Примеры
Во-первых, если скопировать на одном слайде объект в буфер обмена, а потом вставить их из буфера на другом слайде, то вставленные объекты займут в точности то же место, как и на слайде-источнике Во-вторых, если какой-нибудь элемент должен повторяться на всех или на большинстве слайдов, то можно воспользоваться редактированием образца слайдов, тогда за размещение таких элементов позаботится программа- редактор презентаций В-третьих, не поленитесь в режиме редактирования погонять слайды с повторяющимися элементами вперед- назад: элементы- «попрыгунчики» сразу выдадут себя
Ошибка 6: «Равняйсь! Смирно!» Еще одна разновидность нарушения макета слайда – неровное размещение объектов: блоков в схеме, рисунков и фотографий относительно друг друга и окружающего текста. Все это напоминает те же прыжки, только застрявшие во времени. Функция «Распределить поможет разместить объекты на слайде равномерно»
Ошибка 7: нестандартные шрифты Среди множества презентаций, присылаемых на конкурс «Презентация к уроку», бывали и такие, в которых часть текста «съехала» на другую строку или даже вышла за пределы слайда и потому при демонстрации остается «за кадром». Почему так происходит? Зачастую причиной этого является использование шрифтов, которые обычно не входят в стандартный набор Windows
Например, если вы использовали шрифт «SchoolBook» - и применили его в презентации, то у другого пользователя(или даже у вас на др. компьютере) такого шрифта не может быть С таким «сползанием» текста можно бороться путем использования в презентации только стандартных шрифтов(таких как «Times New Roman», «Arial», «Verdana» и др. )
Ошибка 8: информационная избыточность слайдов Помните: презентация – не телесуфлер! Поэтому не надо стремиться разместить на слайде весь текст, который вы хотите озвучить учащимся по данному вопросу. Слайды – прежде всего опора и наглядная иллюстрация к вашим словам.
Ошибка 9: необязательные слайды Необязательные, пустые по смыслу слайды – еще одна разновидность «телесуфлера». Дорожите возможностью подкреплять свои слова наглядными образами! Ведь проходные слайды забирают на себя часть времени и внимания учеников.
Ошибка 10: не тексом единым Когда уровень запоминания материала измеряется сразу после показа информации – текстовый и иллюстративной, результаты оказываются примерно одинаковыми. Но уже через небольшое время информация, подкрепленная визуальным образом, вспоминается и узнается гораздо лучше
Ошибка 10.1: списки, списки, списки… Списки хорошо работают в бумажном документе, но не нужно злоупотреблять ими в презентациях. Иногда списки действительно являются наилучшим решением, например, прим перечислении характеристик чего- либо Другая ошибка – использование ненужных списков. Например, если в заявленных на слайде целях занятия имеется только один единственный пункт, то вовсе незачем оформлять его как список.
Ошибка 10.2: будем честными – не надо сканов… Готовя презентацию к уроку, некоторые учителя зачастую используют материал, полученный путем сканирования какого-либо учебника или какой-либо книги. Чем это плохо?
Во-первых, если ваша презентация будет представлять собой набор отсканированных страниц учебника, то она скорее всего не даст ученикам ничего нового Во-вторых, сканирование качество изображения отнюдь не улучшает, - а улучшить качество с помощью физической обработки – дело кропотливое и не всегда успешное
Ошибка 11: плохие рисунки, видео, звук Рисунки и фотографии, которые вы хотите разместить на своих слайдах должны иметь надлежащее качество: 1. Фотографии из интернета часто представлены с высокой степенью сжатия, отчего картинка будет маленькой 2. Попытка увеличить ее размеры,как известно сильно ухудшает ее качество
3. Непропорциональное изменение размеров -если на картинке должен был по смыслу изображаться круг или квадрат, а у вас получается овал и прямоугольник, то значит с растягиванием рисунка вы сильно переборщили
4. Еще один заметный недостаток – когда рисунки выглядят как «заплатки», инородные по отношению к слайду. Особенно такая «заплатка» видна на пестром или рисованном фоне Что бы презентация не была слишком «тяжелой» и по размеру файла, можно воспользоваться возможностью сжатия рисунков
Ошибка 12: боязнь пустого пространства Ошибки: Заполнение всего пространства «Недостаток воздуха» Малый межстрочный интервал
Ошибка 13: все должно работать! Ошибки: Не работают вставленные объекты (звук, видеофайлы), макросы Использование макросов Самопрезентация должна быть оправдана Проверить работоспособность презентации до показа на другом компьютере!
Ошибка 14: от слайда к слайду Ошибки: Увлечение разноообразием переходов Сопровождение звуками Зацикливание программы применять крайне редко!