СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ШКОЛЕ. ОТ КРАТКОСРОЧНОГО ПРОЕКТА К ДОЛГОСРОЧНОМУ ПОДГОТОВИЛА- УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МАОУ СОШ 2 ГУРСКАЯ Н.Н. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
Термин "проектирование" (происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед) - это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.
Этапы проектной деятельности: разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование); реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий); оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).
Типология проектов Доминирующая в проекте деятельность: - исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико- ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); Предметно-содержательная область: - моно проект (в рамках одной области знания); - межпредметный проект. Количество участников проекта личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные (между парами участников); групповые (между группами участников). Продолжительность проекта - краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках; -средней продолжительности (от недели до месяца); - долгосрочные (от месяца и более ).
Технология социального проектирования
Цель социального проектирования в школе привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества; включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Задачи социального проектирования повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации; закрепление навыков командной работы; совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Основные требования к социальному проекту Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) Целостность Последовательность и связность Объективность и обоснованность Компетентность автора и персонала Жизнеспособность
Краткосрочные и средней продолжительности проекты в школе
Социальный проект «Доброе сердце – добрые поступки» Целевая группа, на которую направлен проект: ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, труженики тыла, учителя-ветераны; Цель проекта: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, повышение ее социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами Результат: Оказание адресной помощи каждому пожилому человеку, закрепленному за отдельным классом
Проект «Школьный двор» Цель – создать благоустроенный школьный двор Проектная идея предусматривает благоустройство и функциональное зонирование территории школьного участка: строительство зеленой зоны; Результат проекта: 1. благоустройство школьного двора; 2. декоративные растения на клумбах.
Клумба 7 «Б»
Социальный проект «Малышам о ПДД» Цель –познакомить уч-ся начальной школы с правилами ПДД Созданы презентации, викторины по ПДД Результат: профилактика детского дорожно- транспортного травматизма, обобщение и систематизация знаний о ПДД
Долгосрочные социальные проекты
Значимость социального проектирования для формирования гражданских компетентностей школьников Вовлечение учащихся в социальное проектирование дало положительные результаты и расширило кругозор в социуме, позволило развить коммуникативные, организаторские компетентности учащихся, повысился уровень сформированности гражданственности, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы, станицы, района.