Преемственность в обучении и воспитании начальной школы и среднего звена Составила зам. по УВР Савельева Евгения Александровна Составила зам. по УВР Савельева Евгения Александровна Магнитогорск 2008 г. Магнитогорск 2008 г.
« Преемственность в обучении и воспитании начальной школы и среднего звена». Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития познания, когда новое сменяет старое, сохраняет некоторые его элементы. Цель семинара : реализация единой линии развития ребенка на этапах начального, среднего звеньев обучения, рассмотрение вопросов адаптации и сложности учебного характера в 5 классе Работа по этому вопросу предусматривает четкую систему работы администрации, педагогов, родителей и социально-психологической службы.
ПАМЯТКА ПО ПРОВЕРКЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНЬЕВ ШКОЛЫ Соблюдение возрастных учебных требований, единства методов и форм обучения и воспитания на уроках и во внеурочное время. Соблюдение норм и правил санитарно-гигиенического режима. Система и учет устного и письменного контроля за усвоением программного материала, гуманный подход к оценке знаний учащихся. Диагностика качества знаний, ее результативность. Соблюдение орфографического режима: ведение тетрадей (рабочих, контрольных, по развитию речи); ведение дневников. Развитие речи, обогащение словарного запаса на уроках. Взаимодействие учителей начальной школы, учителей-предметников, классных руководителей в решении проблемы преемственности. Роль классного руководителя в создании благоприятных условий для дальнейшего развития и становления личности младшего подростка.
Необходимые условия для перехода в среднее звено 1) единый подход, единые требования, предъявляемые к обучающимся 2) системное проведение работы по преемственности в течении всего последнего года пребывания детей в начальной школе 3) грамотный подбор учителей для работы с классом в средней школе 4) совместный с начальной школой контроль 5-ых классов 5) эмоциональная готовность учителей средней школы принять детей такими, какими они есть.
СЛОЖНОСТИ УЧЕБНОГО ХАРАКТЕРА
1 Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников - Разные методы ведения уроков учителей среднего звена (одни учителя предпочитают « живые уроки, другие «спокойные») -ребенок перестраивает свое поведение от учителя к учителю, от предмета к предмету
2.Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность - Создание « эмоционального настроя на урок» в 5 классе 2-3 минуты в начале урока отводить на ликвидацию негативных эмоций и создание рабочей атмосферы урока
3. Создание ситуации успеха Обучающиеся в 5 классе нуждаются в позитивных отзывах педагога- это действенный мотив для успешного обучения
4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе - сохранить и продолжить важные для детей мероприятия - вовлекать в проведение мероприятий родителей( Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д)
5.Отсутствие коллективных средств обучения - в 5 классе дается больше самостоятельности. Но лет – деятельность общения. В помощь учителю- работа в парах, проектная деятельность… Позитивные отношения к сверстнику переносятся на учителя, а значит и на его предмет!
6. Наличие большей свободы и самостоятельности На классных часах и индивидуальных работах дать понять обучающимся, что свобода и вседозволенность – разные понятия. Пока у учеников не установятся различия между этими словами – у них будут нарушения дисциплины.
7. Ослабление внешнего контроля за выполнением д/з Решение: - д/з проверяются и контролируются и учителями и родителями постоянно - д/з можно давать дифференцированно в различных видах - проведение собрания, посвященного д/з
8. Личностный контакт с учителем -Пятиклассники – народ эмоциональный ! - отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Нравится учитель – нравится предмет! - Только в старшем звене они смогут оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания
выводы В 5 классе важны забота и внимание со стороны учителя! Контактируйте с учителем начальной школы! Умейте подстраиваться к изменению социальной среды! Работайте по вопросам преемственности начального и среднего звена!