МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ. Глухова Светлана Анатольевна учитель начальных классов первой квалификационной категории Ермоловская средняя общеобразовательная школа имени П.Д.Дорогойченко Вешкаимский район.
А КТУАЛЬНОСТЬ 1. Роль моделирования: - способствует формированию обобщённых и теоретических знаний; - играет важную роль в развитии личности в целом; - является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение. 2. Возросшие требования стандарта второго поколения. 3. Низкий уровень математической подготовленности детей к школе.
П ОЧЕМУ УЧЕНИКИ ДОПУСКАЮТ ОШИБКИ ? трудности в представлении жизненной ситуации, отражённой в задаче; трудности в установлении отношений между величинами и зависимости между данными и искомыми; механическая манипуляция числами.
П РИЧИНЫ Неправильная организация первичного восприятия и анализа задачи; Нерациональный выбор структуры знаково- символической модели; Использование готовых моделей Низкий уровень самостоятельности учеников в процессе построения модели задачи
1.Предварительный анализ текста. 2. Перевод текста на знаково-символический язык. 3. Работа с моделью. 4. Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью. Э ТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Моделирование рассматривается - как способ переформулирования, преобразования задачи, - как процесс построения цепи моделей задач; - как учебное средство, которое используется для формирования обобщённого способа решения задач, - как важнейшее средство (компонент) теоретического познания.
МОДЕЛИ Схематизированные Графические (обеспечивают графическое действие) - рисунок - чертёж и т.д. Вещественные (обеспечивают физическое действие с предметами) -пуговицы -кубики - палочки и т.д. Знаковые Выполненные на математическом языке (с использованием символов ) - числовое выражение - уравнение и т.д. Выполненные на естественном языке (в словесной форме ) - краткая запись - таблица и т.д. Вспомогательные модели Решающие модели
Графические модели Задача: «Даша нарисовала 4 круга, а Паша на 3 круга больше. Сколько кругов нарисовал Паша? 1.РИСУНОК 2. УСЛОВНЫЙ РИСУНОК Д. П. ? ? 3.ЧЕРТЁЖ 4.СХЕМАТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЁЖ 1к. 4к. 3.к Д. П. ? 5.КРАТКАЯ ЗАПИСЬ Д. – 4к. 6.ТАБЛИЦА П. - ?, на 3к. больше ?
Цель работы 1.Выявить взаимосвязь между уровнем сформированности учебного моделирования и умением решать задачи. 2. Разработать методические рекомендации к обучению, в основании которых – овладение приёмами выбора, конструирования и преобразования моделей. 3.Экспериментально проверить эффективность формирования у второклассников общего умения решать задачи на основе моделирования. Метод исследования: анализ продуктов деятельности учащихся.
Э ТАПЫ ОБУЧЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЮ Полное предметное изображение числового взаимоотношения величин с демонстрацией самого действия Обобщённое условное предметное и графическое моделирование. Краткая запись, создаваемая на глазах детей. Краткая запись, составляемая самими учениками, чертежи, схемы. Готовые обобщённые опорные схемы и таблицы.
РАБОТА С МОДЕЛЯМИ
Результаты
Результаты
Р АСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА Своим опытом по данной проблеме я поделилась с коллегами на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, защитила на «отлично» выпускную работу в Институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Ульяновской области по теме «Моделирование как эффективное средство обучения решению текстовых задач, связанных с действиям и умножения и деления »В дальнейшей своей работе хочу продолжить разработку методических приёмов для совершенствования умений школьников решать задачи на движение, используя метод моделирования.
Л ИТЕРАТУРА Белошистая А.В., Кабанова Н.В. Моделирование в курсе Математика и конструирование // Начальная школа. – – С Белошистая А.В. Прием графического моделирования при обучении решению задач // Начальная школа. – – С Бородулько М.А., Стойлова Л.Г. Обучение решению задач и моделирование // Начальная школа. – – С Буренкова, Н.В. Использование моделирования как средства обучения обобщённому способу решения задач /Н.В. Буренкова //Сборник научных статей Начальное образование XXI век. – Брянск: Изд-во БГУ, – С.7-8. Буренкова, Н.В. Использование метода моделирования анализа задач /Н.В. Буренкова //Актуальные проблемы современного образования: Материалы XII международной научно – практической конференции. – Брянск: Изд-во БГПУ, – С.70 – 71. Буренкова, Н.В. Моделирование в обучении решению текстовых задач/Н.В. Буренкова //Детский сад – школа – вуз: проблемы и перспективы развития: Материалы III Межвузовской научно-практической конференции. – Брянск: Изд-во БГУ, – С Долматова Л.Н. Обучение младших школьников решению текстовых задач: методическое пособие для учителей начальных классов. – Ульяновск: УИПКПРО, с.