МАОУ «Лицей» г. Балашиха, педагог-психолог Хитрова С.Н.
Психофизиология (психологическая физиология) научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии. Предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Нейропсихология отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процессов.
Образовательная Кинесиология – это современное направление в психодиагностике и коррекции, учитывающее физиологические особенности человека. Цель Образовательной Кинесиологии – сопровождение человека на пути познания им его собственного "Я" через новый опыт учения, становление индивидуального пути развития внутреннего естественного познания и самореализации уникальных возможностей.
В Образовательной Кинесиологии каждого ребенка рассматривают как потенциально способного человека, у которого есть все возможности к развитию. Вопрос заключается в том, насколько взрослые нашли уникальный путь развития, характерный именно для этого ребенка. Специалисты, работающие в данном направлении, утверждают, что не существует неспособных детей, а есть незнание естественных законов учения.
В рамках Образовательной кинесиологии человек рассматривается как единая система «тело-интеллект»
Измерения тела: Латеральность отвечает за взаимодействие и интеграцию между правой и левой половинами тела (бинокулярное зрение, бинауральный слух, билатеральная координация, целостное движение тела, а также навыки коммуникации). Центрация отвечает за интеграцию рационального и эмоционального в принятии решения, за организацию «единства мысли и движения» (навыки организации). Фокус «включает» механизмы сосредоточения сознания одновременно на деталях воспринимаемого объекта или события и их целостной перспективе (навыки общего внимания, сосредоточения и понимания).
Учение – естественная, радостная деятельность, которая длится всю жизнь. Препятствия в учении возникают из-за неспособности преодолеть стресс и из-за субъективной неопределенности новой жизненной или учебной задачи. Эффективность нашего учения заблокирована в той мере, в какой мы не научены двигаться. Многие из нас принимают ограничения в своей жизни как неизбежность и из-за этого не могут извлечь пользу, которую может принести позитивный стресс.
Формирование навыка происходит по следующей схеме: 1. НАМЕРЕНИЕ 2. СРАВНЕНИЕ 3. АДАПТАЦИЯ 4. НОВАЯ СХЕМА-ОБРАЗЕЦ НАВЫКА Если одна из любых ранних стадий развития полностью не усвоена из-за болезни, травмы, недостатка движений и т.д., то последующие стадии не могут быть полностью усвоены или могут отставать в развитии.
Результаты группового интеллектуального теста
Причины ошибок при решении арифметических задач
«Мои мысли роятся в моей голове как огнедышащие драконы. Они постоянно извергают пламя» А., 11 лет