Презентация по дисциплине «Введение в музыкальное искусство » Подготовлена доцентом кафедры музыки Мужчиль Мариной Дмитриевной Регистрационный номер: МП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предпосылки появления музыки звуки природы: пение птиц, журчание воды, шелест деревьев, раскаты грома и т.д.
Advertisements

Презентация подготовлена учителем МАОУ СОШ 5 Овчинниковой Татьяной Николаевной История возникновения музыки.
Виды искусств.. - высокая степень творческого мастерства в определенной сфере деятельности. - специфический вид отражения познания, усвоения, формирования.
Становление оперы Выполнила Кутяева Светлана. Опера (итал. opera, буквально - сочинение, от лат. opera - труд, изделие, произведение), жанр музыкально-драматического.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» Развитие музыкального восприятия Музыкальный руководитель: Карпова И.А.
1.Определение жанра в искусстве. 2.Жанр в музыке. 3.На какие вопросы отвечает понятие «жанр»? 4.Что такое «первичные жанры»? 5.Вторичные жанры - это………
Искусство это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Выполнила ученица 8 Ф класса МАОУ « Лицей 4» г. Чебоксары Салмина Мария Музыка первой половины XIX века.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Удивительный мир музыкальных образов. М.П. Мусоргский «Искусство есть средство беседы с людьми»
ПРЕДМЕТ МХК. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ КУРСА. ЛИТЕРАТУРА. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО МИРА ВИДЫ ИСКУССТВ. ИСКУССТВО СЛОВА, ЗВУКА, ИЗОБРАЖЕНИЯ. ХРАМ ИСКУССТВ.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Здесь мы узнаем несколько вещей по уроку Музыка 2 Что такое мюзикл МЮЗИКЛ (англ. musical), особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Косарева В.Н., Преподаватель теоретических дисциплин МАУДОД «Детская школа искусств» г. Старая Русса.
Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития школьников на уроках музыки.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЬЕСА. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЬЕСА.. 1. Драматическое произведение для театрального представления. 2. Небольшое музыкальное инструментальное лирическое.
Транксрипт:

Презентация по дисциплине «Введение в музыкальное искусство » Подготовлена доцентом кафедры музыки Мужчиль Мариной Дмитриевной Регистрационный номер: МП Рекомендовано: МСФ и МОУ

Цель и задачи курса Цель курса : дать студентам понятие о сущности музыки и различных ее сторонах и моментах. Цель курса : дать студентам понятие о сущности музыки и различных ее сторонах и моментах. Задачи курса: Задачи курса: А) выявление основных моделей рассмотрения сущности музыки и их потенциала для процесса музыкально- эстетического воспитания; А) выявление основных моделей рассмотрения сущности музыки и их потенциала для процесса музыкально- эстетического воспитания; Б) определение места музыки в жизни человека и среди других видов искусства, выявление ее специфики; Б) определение места музыки в жизни человека и среди других видов искусства, выявление ее специфики; В) ознакомление студентов с различными видами музыкальной деятельности, понятием музыкального произведения, его содержанием, функциями, способами воплощения содержания, музыкальными жанрами и стилями. В) ознакомление студентов с различными видами музыкальной деятельности, понятием музыкального произведения, его содержанием, функциями, способами воплощения содержания, музыкальными жанрами и стилями.

Актуальность курса «Введение в музыкальное искусство» Курс носит фундаментальный характер и дает возможность обратиться к музыке как к целостному явлению, рассмотреть все ее элементы в контексте целого. Курс носит фундаментальный характер и дает возможность обратиться к музыке как к целостному явлению, рассмотреть все ее элементы в контексте целого. Он дает возможность ознакомиться с основными музыкальными понятиями в начале обучения, что поможет в дальнейшем лучше ориентироваться при изучении материала курсов, носящих частный характер. Он дает возможность ознакомиться с основными музыкальными понятиями в начале обучения, что поможет в дальнейшем лучше ориентироваться при изучении материала курсов, носящих частный характер. Курс обеспечивает более основательную подготовку к написанию дипломных и курсовых работ по методике музыкального образования. Курс обеспечивает более основательную подготовку к написанию дипломных и курсовых работ по методике музыкального образования. Углубленная разработка любой из тем курса может лечь в основу дипломной работы. Углубленная разработка любой из тем курса может лечь в основу дипломной работы.

ТЕМА 1: МУЗЫКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ТЕМА 1: МУЗЫКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: 1.Проблема адекватного понимания сущности музыки 1.Проблема адекватного понимания сущности музыки 2.Основные модели понимания сущности музыки 2.Основные модели понимания сущности музыки 3.Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса 3.Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса музыкально-эстетического воспитания музыкально-эстетического воспитания

ТЕМА 2: МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: 1.Понятие эстетического 1.Понятие эстетического 2. Классификации видов искусства 2. Классификации видов искусства 3.Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов 3.Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства искусства 4.Взаимодействие музыки с другими видами 4.Взаимодействие музыки с другими видами искусства искусства

Тема 3. Идея мировой музыки в истории культуры и ее значение для осмысления сущности музыки ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: 1.Идея космической музыки в эпоху античности 1.Идея космической музыки в эпоху античности 2. Осмысление музыки в Средние века. 2. Осмысление музыки в Средние века. 3.Осмысление сущности музыки в Новое время 3.Осмысление сущности музыки в Новое время 4.Современные представления о мировой музыке 4.Современные представления о мировой музыке

Тема 4. Проблема происхождения музыки и музыкального искусства. Статус музыки в жизни человека и общества ВОПРОСЫ : ВОПРОСЫ : 1. Предпосылки появления музыки 1. Предпосылки появления музыки 2. Место музыки в жизни древнего человека 2. Место музыки в жизни древнего человека 3. Происхождение музыкального искусства 3. Происхождение музыкального искусства 4. Значение музыки в жизни современного человека 4. Значение музыки в жизни современного человека

Тема 5. Музыкальное произведение ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: Формирование музыкального произведения Формирование музыкального произведения Основные виды музыкальной деятельности Основные виды музыкальной деятельности Функции музыкального произведения Функции музыкального произведения Содержание музыкального произведения Содержание музыкального произведения

Тема 6. Музыкальные жанры ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: 1.Происхождение и развитие жанров 1.Происхождение и развитие жанров 2.Жанровая классификация 2.Жанровая классификация 3.Жанровый комплекс 3.Жанровый комплекс

Тема 7. Характеристика основных музыкальных жанров ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: 1. Опера 1. Опера 2. Балет 2. Балет 3. Вокально-симфонические жанры 3. Вокально-симфонические жанры 4.Симфония, соната, концерт 4.Симфония, соната, концерт

Тема 8. Музыкальный стиль ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: 1. Понятие музыкального стиля 1. Понятие музыкального стиля 2.Стили старинной музыки 2.Стили старинной музыки 3.Классицизм 3.Классицизм 4.Романтизм 4.Романтизм 5.Стили современной музыки 5.Стили современной музыки

ТЕМА 1: МУЗЫКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ТЕМА 1: МУЗЫКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: 1.Проблема адекватного понимания сущности музыки 1.Проблема адекватного понимания сущности музыки 2.Основные модели понимания сущности музыки 2.Основные модели понимания сущности музыки 3.Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса 3.Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса музыкально-эстетического воспитания музыкально-эстетического воспитания

«Неохватная широта музыкального искусства в его длительной истории и на планетарном географическом пространстве и на синхроническом, и на диахроническом срезе повлекла за собой разноликость явлений, обозначаемых словом «музыка», неоднородность самого этого понятия…И в настоящее время, в начале ХХI столетия, при произнесении слова «музыка» непременно требуется уточнение – какая музыка: джазовая, эстрадная, академическая, традиционная восточная или иная… Разграничения видов музыки шли по самым разнообразным признакам: Запад – Восток, древность – современность, искусство и наука, культура светская и духовная, пение и инструментальная игра, индивидуальное авторское и анонимное традиционное творчество, сочинения композиторов и фольклор, искусство устной (импровизационной) и письменной традиции, музыка как произведение и как деятельность, музыка прикладная и автономная и т. д….Пожалуй, можно лишь удивляться тому, что столь великое многообразие форм мировой музыкальной культуры удается обозначить всего лишь одним термином МУЗЫКА» (Холопова В. Понятие «музыка» // Музыкальная академия , с.1)

Значение адекватного понимания сущности музыки В курсе «Введение в музыкальное искусство» важно не просто зафиксировать многообразие форм мировой музыкальной культуры и множество определений феномена «музыка», но попытаться найти универсальное понятие, которое отражает сущность музыки, то есть способ ее формирования. В курсе «Введение в музыкальное искусство» важно не просто зафиксировать многообразие форм мировой музыкальной культуры и множество определений феномена «музыка», но попытаться найти универсальное понятие, которое отражает сущность музыки, то есть способ ее формирования.

Значение адекватного понимания сущности музыки Для будущего учителя музыки это вопрос первостепенной важности. Ведь от того, что разумеют под музыкой, в немалой степени зависит способ организации процесса музыкально- эстетического воспитания и обучения, постановка тех или иных целей и задач, получение разных, порой совершенно неожиданных и нежелательных результатов. Для будущего учителя музыки это вопрос первостепенной важности. Ведь от того, что разумеют под музыкой, в немалой степени зависит способ организации процесса музыкально- эстетического воспитания и обучения, постановка тех или иных целей и задач, получение разных, порой совершенно неожиданных и нежелательных результатов.

Основные модели понимания музыки Первая модель Первая модель Музыка – это «вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным воздействием на внутренний мир человека»(Эстетика:Словарь-М.,1989)

Основные модели понимания музыки Первая модель Первая модель Музыка Жизнь

«Вслушиваясь в музыку современных авторов, мы нередко еще больше погружаемся в пучину наших проблем и противоречий, не можем выбраться из них. Сознанию не за что ухватиться – слишком мало положительного материала». «Вслушиваясь в музыку современных авторов, мы нередко еще больше погружаемся в пучину наших проблем и противоречий, не можем выбраться из них. Сознанию не за что ухватиться – слишком мало положительного материала». (Розин В.М. Музыка на рубеже 21 века// Музыка в школе. – ) (Розин В.М. Музыка на рубеже 21 века// Музыка в школе. – )

Основные модели понимания музыки Вторая модель Вторая модель Музыка – это выражение смыслов человеческого бытия с помощью звуков, обладающих высотой и длительностью, специфическое отражение закономерностей общественной жизнедеятельности человека.

Музыка – это «жизнь, обернувшаяся прекрасными звуками»(В.Медушевский ) Основные модели понимания музыки музыки

Основные модели понимания музыки Вторая модель Вторая модель см1 ср1 исп1 р1 см 2 исп3 ср2 р2 см3 исп3 ср3 р3 Ж и з н ь М у з ы к а См - смысл Ср – средства Исп. – исполнение Р - результат

Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса музыкально-эстетического воспитания Первая модель ориентирует на осуществление музыкальной деятельности как манипулятивной, отвлеченной от жизненных смыслов самих учащихся, в процессе которой осваиваются лишь специфически музыкальные закономерности, приобретаются знания, умения и навыки в области музыки, что, конечно, необходимо, но совершенно недостаточно для их личностного становления. Первая модель ориентирует на осуществление музыкальной деятельности как манипулятивной, отвлеченной от жизненных смыслов самих учащихся, в процессе которой осваиваются лишь специфически музыкальные закономерности, приобретаются знания, умения и навыки в области музыки, что, конечно, необходимо, но совершенно недостаточно для их личностного становления.

Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса музыкально-эстетического воспитания Вторая модель задает образ музыкальной деятельности как процесса вхождения учащихся в пространство человеческой жизни, пространство проблем и смыслов человеческого существования. Освоение этого пространства - необходимое условие, контекст формирования их личностного пространства, осмысления ими собственного Я и своего места в мире, что собственно и является задачей музыкального образования. Вторая модель задает образ музыкальной деятельности как процесса вхождения учащихся в пространство человеческой жизни, пространство проблем и смыслов человеческого существования. Освоение этого пространства - необходимое условие, контекст формирования их личностного пространства, осмысления ими собственного Я и своего места в мире, что собственно и является задачей музыкального образования.

ТЕМА 2: МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: 1.Понятие эстетического 1.Понятие эстетического 2. Классификации видов искусства 2. Классификации видов искусства 3.Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов 3.Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства искусства 4.Взаимодействие музыки с другими видами 4.Взаимодействие музыки с другими видами искусства искусства

Понятие эстетического Термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие). Впервые его ввел в обиход немецкий философ А. Баумгартен (1714 – 1762). Он выделял три сферы духовного мира человека: разум, волю и чувство. Первые две сферы издавна изучались логикой и этикой. Баумгартен уравнял в правах учение о чувстве и назвал его эстетикой. Термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие). Впервые его ввел в обиход немецкий философ А. Баумгартен (1714 – 1762). Он выделял три сферы духовного мира человека: разум, волю и чувство. Первые две сферы издавна изучались логикой и этикой. Баумгартен уравнял в правах учение о чувстве и назвал его эстетикой.

Понятие эстетического Эстетическое – это сфера собственно человеческой чувственности, сфера осмысления человеком мира с точки зрения прекрасного, безобразного, комического, трагического, возвышенного, низменного и т.д. Эстетическое – это сфера собственно человеческой чувственности, сфера осмысления человеком мира с точки зрения прекрасного, безобразного, комического, трагического, возвышенного, низменного и т.д.

Понятие эстетического Задача эстетического воспитания – формирование человеческой чувственности, того, что И.Кант называл способностью суждения, Э.В. Ильенков - образным мышлением, фантазией, силой воображения. Задача эстетического воспитания – формирование человеческой чувственности, того, что И.Кант называл способностью суждения, Э.В. Ильенков - образным мышлением, фантазией, силой воображения.

Понятие эстетического Концентрированное выражение эстетическое находит в искусстве. Искусство существует в конкретных своих видах: живопись, скульптура, графика, архитектура, литература, поэзия, архитектура, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, прикладное и декоративное искусство. Концентрированное выражение эстетическое находит в искусстве. Искусство существует в конкретных своих видах: живопись, скульптура, графика, архитектура, литература, поэзия, архитектура, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, прикладное и декоративное искусство.

Классификация видов искусства Классификация – это выделение групп объектов по какому-либо признаку Классификация – это выделение групп объектов по какому-либо признаку

Изобразительные искусства Выразительные искусства Изобразительные искусства обращены к внешнему, объективному миру. Это живопись, скульптура, графика. Выразительные искусства обращены к внутреннему, субъективному миру. Это музыка, поэзия. Классификация видов искусства

Пространственные искусства Временные искусства Пространственные искусства воспринимаются зрением. Это живопись, скульптура, графика, архитектура. Выразительные искусства разворачиваются во времени и воспринимаются слухом. Это музыка, поэзия, литература. Классификация видов искусства

Пространственно- временные искусства Прост- ранствен- ные искусства Временные искусства Временные искусства: поэзия, музыка Классификация видов искусства Пространствен- но-временные искусства Пространст- венные искусства Временные искусства Пространственные искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура Пространственно- временные искусства – результат взаимодействия пространственных и временных видов искусства. Это драма, балет, кинематограф

Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства Всеобщее в соотношении различных видов искусства – это их сущностное единство. Это единство заключается в том, что все они являются формами мироотношения человека, эстетическим отражением его общественной жизнедеятельности. Музыка порождается тем же миром, который видит перед собой художник, теми же событиями и человеческими отношениями, которые осмысливает писатель, в ней воплощается тот же общий настрой жизни, который пытается передать архитектор. Всеобщее в соотношении различных видов искусства – это их сущностное единство. Это единство заключается в том, что все они являются формами мироотношения человека, эстетическим отражением его общественной жизнедеятельности. Музыка порождается тем же миром, который видит перед собой художник, теми же событиями и человеческими отношениями, которые осмысливает писатель, в ней воплощается тот же общий настрой жизни, который пытается передать архитектор.

Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства Каждый вид искусства обладает своей спецификой, своими возможностями в воспроизведении закономерностей и характеристик человеческого бытия. Каждый вид искусства обладает своей спецификой, своими возможностями в воспроизведении закономерностей и характеристик человеческого бытия. Специфика музыки – в средствах, которыми она располагает – звуках, обладающих высотой и длительностью, в ее интонационной природе. Специфика музыки – в средствах, которыми она располагает – звуках, обладающих высотой и длительностью, в ее интонационной природе.

Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства Интонация – с лат. «произношу нараспев, запеваю, пою первые слова» – многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкального содержания. Интонация – с лат. «произношу нараспев, запеваю, пою первые слова» – многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкального содержания. Б.В. Асафьев определял музыку как «искусство интонируемого смысла», а интонацию называл основной формой «проявления мысли» в музыке. Б.В. Асафьев определял музыку как «искусство интонируемого смысла», а интонацию называл основной формой «проявления мысли» в музыке.

Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства Категория общего подразумевает наличие каких-то сходных признаков в различных явлениях. Категория общего подразумевает наличие каких-то сходных признаков в различных явлениях.

Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства Сходство музыки и поэзии, например, проявляется в интонационности, членении на фразы, ритмической организации. Сходство музыки и поэзии, например, проявляется в интонационности, членении на фразы, ритмической организации.

Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства Сходство музыки и хореографии обнаруживает себя в последовательности элементов, их чередовании на основе принципов тождества и контраста. Сходство музыки и хореографии обнаруживает себя в последовательности элементов, их чередовании на основе принципов тождества и контраста.

Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства Общими у музыки и живописи, графики, скульптуры могут быть содержание (через программность) и выразительные средства (оркестровый колорит, инструментальная фактура). Общими у музыки и живописи, графики, скульптуры могут быть содержание (через программность) и выразительные средства (оркестровый колорит, инструментальная фактура).

Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства Общность музыки и архитектуры проявляется в огромной значимости ритма, в отражении не отдельных сторон и частностей жизни, а ее сердцевины, ее духа. Общность музыки и архитектуры проявляется в огромной значимости ритма, в отражении не отдельных сторон и частностей жизни, а ее сердцевины, ее духа.

Взаимодействие музыки и литературы Наиболее часты и плодотворны связи музыки и литературы. Они могут вступать в прямой синтез или оказывать друг на друга влияние. Наиболее часты и плодотворны связи музыки и литературы. Они могут вступать в прямой синтез или оказывать друг на друга влияние.

Взаимодействие музыки и литературы Прямой синтез порождает словесно - музыкальные жанры: песню и романс (лирика); кантату и ораторию (эпос); оперу, оперетту, мюзикл (драма). Прямой синтез порождает словесно - музыкальные жанры: песню и романс (лирика); кантату и ораторию (эпос); оперу, оперетту, мюзикл (драма).

Взаимовлияние музыки и литературы Появление музыкальных произведений на литературные темы («Ромео и Джульетта» Чайковского, «Дон Кихот» Р.Штрауса и др.) Появление музыкальных произведений на литературные темы («Ромео и Джульетта» Чайковского, «Дон Кихот» Р.Штрауса и др.)

Взаимовлияние музыки и литературы Заимствование музыкой жанров у литературы (баллада, поэма) Заимствование музыкой жанров у литературы (баллада, поэма)

Взаимовлияние музыки и литературы Посвящение теме музыки литературных произведений Посвящение теме музыки литературных произведений

Взаимовлияние музыки и литературы Музыка становится источником жанров для литературы («Песнь о вещем Олеге» Пушкина, «Левый марш» Маяковского) Музыка становится источником жанров для литературы («Песнь о вещем Олеге» Пушкина, «Левый марш» Маяковского)

Взаимовлияние музыки и литературы Проникновение музыкальной формы в литературу Проникновение музыкальной формы в литературу

Взаимовлияния музыки и живописи: Произведения живописи служат темами музыкальных произведений («Картинки с выставки» Мусоргского по рисункам В.А. Гартмана, «Фрески Дионисия» Щедрина) Произведения живописи служат темами музыкальных произведений («Картинки с выставки» Мусоргского по рисункам В.А. Гартмана, «Фрески Дионисия» Щедрина)

Взаимовлияния музыки и живописи: Живописные жанры проникают в музыку (портрет, пейзаж, жанровая сцена) Живописные жанры проникают в музыку (портрет, пейзаж, жанровая сцена)

Взаимовлияния музыки и живописи: Живописцы создают портреты музыкантов, запечатлевают процесс слушания музыки на своих полотнах Живописцы создают портреты музыкантов, запечатлевают процесс слушания музыки на своих полотнах

Головин. Портрет Ф.Шаляпина в роли Бориса Годунова

Т. Салахов. Портрет Шостаковича

Взаимовлияния музыки и живописи: Известны попытки воплощения музыкальных жанров - форм в живописи (сонаты, симфонии М. Чюрлениса). Известны попытки воплощения музыкальных жанров - форм в живописи (сонаты, симфонии М. Чюрлениса).

Тема 3. Идея мировой музыки в истории культуры и ее значение для осмысления сущности музыки ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: 1.Идея космической музыки в эпоху античности 1.Идея космической музыки в эпоху античности 2. Осмысление музыки в Средние века. 2. Осмысление музыки в Средние века. 3.Осмысление сущности музыки в Новое время 3.Осмысление сущности музыки в Новое время 4.Современные представления о мировой музыке 4.Современные представления о мировой музыке

Идея космической музыки в эпоху античности Идея макрокосма и микрокосма – генеральная в эпоху античности Идея макрокосма и микрокосма – генеральная в эпоху античности

Идея космической музыки в эпоху античности Слово «космос» первоначально обозначало у древних греков порядок, меру, прекрасное устройство. Большой космос, макрокосм, понимался ими как музыкально звучащее целое. В представлении древних греков каждая планета обладает своим собственным тоном, а их общее звучание образует прекрасную космическую музыку Слово «космос» первоначально обозначало у древних греков порядок, меру, прекрасное устройство. Большой космос, макрокосм, понимался ими как музыкально звучащее целое. В представлении древних греков каждая планета обладает своим собственным тоном, а их общее звучание образует прекрасную космическую музыку

Музыка поющего космоса

Идея космической музыки в эпоху античности «Микрокосм не просто малая часть целого, не один из элементов вселенной, но как бы её уменьшенная и воспроизводящая реплика. Согласно идее, высказывавшейся и богословами, и поэтами, микрокосм столь же целостен и завершен в себе, как и большой мир. Микрокосм мыслился в виде человека, который может быть понят только в рамках параллелизма «малой» и «большой вселенной» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972, с. 52 ). «Микрокосм не просто малая часть целого, не один из элементов вселенной, но как бы её уменьшенная и воспроизводящая реплика. Согласно идее, высказывавшейся и богословами, и поэтами, микрокосм столь же целостен и завершен в себе, как и большой мир. Микрокосм мыслился в виде человека, который может быть понят только в рамках параллелизма «малой» и «большой вселенной» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972, с. 52 ). Следовательно, музыка, творимая человеком, – это отражение музыки, порождаемой космосом. Следовательно, музыка, творимая человеком, – это отражение музыки, порождаемой космосом.

Идея космической музыки в эпоху античности Музыка для древних греков – это не просто набор приятных для слуха звучаний, она – модель мира, звуковое выражение связей, существующих в нем. Музыка для древних греков – это не просто набор приятных для слуха звучаний, она – модель мира, звуковое выражение связей, существующих в нем. Законы мира – это музыкальные законы. Законы мира – это музыкальные законы.

Идея космической музыки в эпоху античности Гармония - основное понятие античной эстетики. Гармоничен мир, космос, человек. Произведения искусства возникают не случайно, не по прихоти отдельного человека, а благодаря гармонии, пронизывающей мироздание и проявляющейся в творениях художника. Гармония - основное понятие античной эстетики. Гармоничен мир, космос, человек. Произведения искусства возникают не случайно, не по прихоти отдельного человека, а благодаря гармонии, пронизывающей мироздание и проявляющейся в творениях художника. С помощью музыки можно привнести гармонию мироздания во внутренний мир человека, настроить его на лад целого. Отсюда огромное внимание к музыке в эпоху античности как средству исцеления от различных душевных и телесных недугов. С помощью музыки можно привнести гармонию мироздания во внутренний мир человека, настроить его на лад целого. Отсюда огромное внимание к музыке в эпоху античности как средству исцеления от различных душевных и телесных недугов.

Идея космической музыки в эпоху античности Музыка в Древней Греции также является важнейшим средством воспитания достойного гражданина, человека мужественного и разумного. Вся жизнь граждан идеального Государства Платона пронизана «хореей», т.е. пением и танцами. Необразованным для Платона является тот, кто не умеет петь в хоре. Музыка в Древней Греции также является важнейшим средством воспитания достойного гражданина, человека мужественного и разумного. Вся жизнь граждан идеального Государства Платона пронизана «хореей», т.е. пением и танцами. Необразованным для Платона является тот, кто не умеет петь в хоре.

Идея космической музыки в эпоху античности Большое внимание древние греки уделяли ладам, каждый из которых наделялся ими определенным этико – эстетическим содержанием. Аристотель отдает предпочтение дорийскому ладу, оказывающему укрепляющее, уравновешивающее воздействие своей «мужественностью» и «важностью» Большое внимание древние греки уделяли ладам, каждый из которых наделялся ими определенным этико – эстетическим содержанием. Аристотель отдает предпочтение дорийскому ладу, оказывающему укрепляющее, уравновешивающее воздействие своей «мужественностью» и «важностью»

Идея космической музыки в эпоху античности Таким образом, в эпоху античности музыка рассматривается не как один из элементов мира, существующий наряду с другими, а как всеобщее, универсальное начало. Таким образом, в эпоху античности музыка рассматривается не как один из элементов мира, существующий наряду с другими, а как всеобщее, универсальное начало. Музыкально - прекрасное в понимании древних греков лежит не за пределами мира, в котором живет человек, а является неотъемлемым моментом этого мира, составляет его суть. Музыкально - прекрасное в понимании древних греков лежит не за пределами мира, в котором живет человек, а является неотъемлемым моментом этого мира, составляет его суть.

Осмысление сущности музыки в Средние века Боэций( ) в трактате «Наставления к музыке» говорит о трёх видах музыки: мировой, человеческой и инструментальной. Боэций( ) в трактате «Наставления к музыке» говорит о трёх видах музыки: мировой, человеческой и инструментальной.

Осмысление сущности музыки в Средние века Мировая музыка, по Боэцию, – это выражение ритмов движения светил, смены времен года и т.д. Мировая музыка, по Боэцию, – это выражение ритмов движения светил, смены времен года и т.д. Человеческая музыка – это выражение связей внутри человека, его разумной и чувственной частей души. Человеческая музыка – это выражение связей внутри человека, его разумной и чувственной частей души. Инструментальная музыка – звучания, производимые различными инструментами. Инструментальная музыка – звучания, производимые различными инструментами.

Осмысление сущности музыки в Средние века Представление о мире как о звучащем целом характерно не только для западной культуры, но и для восточной. Представление о мире как о звучащем целом характерно не только для западной культуры, но и для восточной.

Осмысление сущности музыки в Средние века Средневековые арабские ученые утверждают, что музыкальные лады и ритмы имеют внутреннюю связь с небесными светилами, временами года и суток, цветами, запахами, темпераментами людей. Средневековые арабские ученые утверждают, что музыкальные лады и ритмы имеют внутреннюю связь с небесными светилами, временами года и суток, цветами, запахами, темпераментами людей.

Осмысление сущности музыки в Средние века Китайскими мыслителями музыка включается в общую модель мироздания и рассматривается как проявление космических сил. Озаренный художник ощущает себя в единстве с миром. В состоянии абсолютного созвучия он словно пребывает в центре Вселенной Китайскими мыслителями музыка включается в общую модель мироздания и рассматривается как проявление космических сил. Озаренный художник ощущает себя в единстве с миром. В состоянии абсолютного созвучия он словно пребывает в центре Вселенной

Осмысление сущности музыки в Новое время Начиная с эпохи Возрождения мысль о мировой музыке существенно корректируется. Начиная с эпохи Возрождения мысль о мировой музыке существенно корректируется. Эпоха Возрождения – время опустошительных войн, духовных и материальных кризисов, социальной разобщенности - дает начало представлению о мире как лишенном порядка, гармонии. Музыка, звучащая в нем, тоже утратила красоту и стройность, став беспорядочной, фальшивой и дисгармоничной. Эпоха Возрождения – время опустошительных войн, духовных и материальных кризисов, социальной разобщенности - дает начало представлению о мире как лишенном порядка, гармонии. Музыка, звучащая в нем, тоже утратила красоту и стройность, став беспорядочной, фальшивой и дисгармоничной.

Осмысление сущности музыки в Новое время Эту мысль в мифологической форме выражает Эту мысль в мифологической форме выражает Джамбаттиста Марино( ). Джамбаттиста Марино( ). В «Священных проповедях» он пишет о том, что мир изначально был исполнен «музыкальными соразмерностями». Но Люцифер нарушил порядок и был удален Богом из райской капеллы. Человек, «обратясь душой к пагубному примеру и приклонив свой слух к дьявольским наущениям, также покинул свою партию, потерял равным образом правильный тон и последовал фальцету лживого голоса, возносившего его высоко: «Будете, как боги, познаете добро и зло». И человек стал со всеми в разладе и раздоре. Из-за этой дисгармонии вся природа повернулась вверх дном и странным образом изменился и нарушился прекрасный порядок, который был ей дан первоначально». В «Священных проповедях» он пишет о том, что мир изначально был исполнен «музыкальными соразмерностями». Но Люцифер нарушил порядок и был удален Богом из райской капеллы. Человек, «обратясь душой к пагубному примеру и приклонив свой слух к дьявольским наущениям, также покинул свою партию, потерял равным образом правильный тон и последовал фальцету лживого голоса, возносившего его высоко: «Будете, как боги, познаете добро и зло». И человек стал со всеми в разладе и раздоре. Из-за этой дисгармонии вся природа повернулась вверх дном и странным образом изменился и нарушился прекрасный порядок, который был ей дан первоначально».

Осмысление сущности музыки в Новое время Для романтиков музыка – это слышимый универсум, отражение порядка и гармонии Вселенной. Для романтиков музыка – это слышимый универсум, отражение порядка и гармонии Вселенной. Однако к реальному миру, в котором они живут, всё это не относится. Реальным миром романтик разочарован. Это мир пользы, пошлости и грубой прозы, где нет места красоте, где она не нужна. Однако к реальному миру, в котором они живут, всё это не относится. Реальным миром романтик разочарован. Это мир пользы, пошлости и грубой прозы, где нет места красоте, где она не нужна.

Осмысление сущности музыки в Новое время Ситуация раздельного существования пользы и красоты ярко Ситуация раздельного существования пользы и красоты ярко представлена в стихотворении А.С. Пушкина «Поэт и толпа»: представлена в стихотворении А.С. Пушкина «Поэт и толпа»: И толковала чернь тупая: И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поет? «Зачем так звучно он поет? Напрасно ухо поражая, Напрасно ухо поражая, К какой он цели нас ведет? К какой он цели нас ведет? О чем бренчит? чему нас учит? О чем бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит Зачем сердца волнует, мучит Как своенравный чародей. Как своенравный чародей. Как ветер песнь его свободна, Как ветер песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна: Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней? Какая польза нам от ней?

Осмысление сущности музыки в Новое время С помощью музыки художник переносится в мир иной – мир мечты, поэзии и красоты. С помощью музыки художник переносится в мир иной – мир мечты, поэзии и красоты. В эпоху романтизма он стал восприниматься как необыкновенное существо, как человек «не от мира сего», как пророк, способный в минуты поэтического озарения слышать звучание иной, божественной реальности, творить собственные миры, столь же прекрасные, сколь и непохожие на реальную действительность. В эпоху романтизма он стал восприниматься как необыкновенное существо, как человек «не от мира сего», как пророк, способный в минуты поэтического озарения слышать звучание иной, божественной реальности, творить собственные миры, столь же прекрасные, сколь и непохожие на реальную действительность.

Современные представления о мировой музыке ХХ век порождает многочисленные и противоречивые музыкальные течения, теории. ХХ век порождает многочисленные и противоречивые музыкальные течения, теории. Значительное место в осмыслении феномена музыки продолжает занимать идея мировой музыки. Значительное место в осмыслении феномена музыки продолжает занимать идея мировой музыки. О музыке как порождении Вселенной говорят Г. Гюрджиев, О музыке как порождении Вселенной говорят Г. Гюрджиев, О. Мессиан, К.Сараджев, А. Лосев. О. Мессиан, К.Сараджев, А. Лосев.

Современные представления о мировой музыке О музыке как звуковом воплощении существенных и необходимых связей природы пишет австрийский композитор А. Веберн: О музыке как звуковом воплощении существенных и необходимых связей природы пишет австрийский композитор А. Веберн: «Какой смысл любителям заниматься элементами музыки, загадками ее правил? Смысл в том, чтобы за банальностями научиться видеть бездны. Тот, кто хочет приблизиться к произведениям большого искусства, кто хочет разглядеть и созерцать их, тот должен…подходить к ним так, как следует подходить к творениям природы, т.е. с должным благоговением перед лежащей в их основе тайной, перед тем неведомым, что в них заключено. В искусстве господствует закономерность, и мы должны относиться к этим законам так же, как и к законам, которые мы приписываем природе, музыка есть воспринимаемая слухом закономерность природы». «Какой смысл любителям заниматься элементами музыки, загадками ее правил? Смысл в том, чтобы за банальностями научиться видеть бездны. Тот, кто хочет приблизиться к произведениям большого искусства, кто хочет разглядеть и созерцать их, тот должен…подходить к ним так, как следует подходить к творениям природы, т.е. с должным благоговением перед лежащей в их основе тайной, перед тем неведомым, что в них заключено. В искусстве господствует закономерность, и мы должны относиться к этим законам так же, как и к законам, которые мы приписываем природе, музыка есть воспринимаемая слухом закономерность природы».

Современные представления о мировой музыке Итальянский композитор Ф. Бузони утверждает, что музыка выражает вечные законы природы. Он говорит о том, что музыка «должна быть не чем иным, как самой природой, отраженной в душе человека и вновь из нее светящейся. В самом человеке она также универсальна и совершенна, как и в мировом пространстве». Итальянский композитор Ф. Бузони утверждает, что музыка выражает вечные законы природы. Он говорит о том, что музыка «должна быть не чем иным, как самой природой, отраженной в душе человека и вновь из нее светящейся. В самом человеке она также универсальна и совершенна, как и в мировом пространстве».

Современные представления о мировой музыке Приведенные выше представления чрезвычайно продуктивны для понимания объективной и универсальной природы музыки. Музыка не только выражение чувств, мыслей, чаяний человека, она – специфическая модель мира. Приведенные выше представления чрезвычайно продуктивны для понимания объективной и универсальной природы музыки. Музыка не только выражение чувств, мыслей, чаяний человека, она – специфическая модель мира. Однако при этом и А. Веберном, и Ф. Бузони совершенно не учитывается другая объективно, по своим законам существующая реальность – общественная. Общественная реальность не просто может оставить свой след на «теле» музыки в виде каких-то событий, которым та может быть посвящена (войнам, революциям, полетам в космос и т.д.). Изменение и развитие общества обусловливает собой все изменения, претерпеваемые музыкой, которая специфическим образом воспроизводит существенные и необходимые связи как природной, так и общественной реальности. Музыка – это не только отражение законов природы, она – отражение законов общественного бытия человека, законов общественно - природного целого. Разработка данной проблематики весьма перспективна для дальнейшего, более глубокого осмысления её феномена. Однако при этом и А. Веберном, и Ф. Бузони совершенно не учитывается другая объективно, по своим законам существующая реальность – общественная. Общественная реальность не просто может оставить свой след на «теле» музыки в виде каких-то событий, которым та может быть посвящена (войнам, революциям, полетам в космос и т.д.). Изменение и развитие общества обусловливает собой все изменения, претерпеваемые музыкой, которая специфическим образом воспроизводит существенные и необходимые связи как природной, так и общественной реальности. Музыка – это не только отражение законов природы, она – отражение законов общественного бытия человека, законов общественно - природного целого. Разработка данной проблематики весьма перспективна для дальнейшего, более глубокого осмысления её феномена.

Тема 4. Проблема происхождения музыки и музыкального искусства. Статус музыки в жизни человека и общества ВОПРОСЫ : ВОПРОСЫ : 1. Предпосылки появления музыки 1. Предпосылки появления музыки 2. Место музыки в жизни древнего человека 2. Место музыки в жизни древнего человека 3. Происхождение музыкального искусства 3. Происхождение музыкального искусства 4. Значение музыки в жизни современного человека 4. Значение музыки в жизни современного человека

Предпосылки появления музыки Музыка – явление универсальное, являющееся непременным атрибутом жизни людей всех регионов Земли, находящихся на любой стадии исторического развития. Музыка – явление универсальное, являющееся непременным атрибутом жизни людей всех регионов Земли, находящихся на любой стадии исторического развития.

Предпосылки появления музыки Как пишет Г.Кнеплер: «Нам неизвестно ни одно человеческое сообщество, которое обходилось бы или обходится без музыки. Она является настолько элементарной, настолько всеобщей формой выражения человеческого духа, что мы не можем и надеяться на то, чтобы понять ее сущность и ее функции без основательного изучения музыки в ее взаимосвязи с процессом становления человека в целом» Как пишет Г.Кнеплер: «Нам неизвестно ни одно человеческое сообщество, которое обходилось бы или обходится без музыки. Она является настолько элементарной, настолько всеобщей формой выражения человеческого духа, что мы не можем и надеяться на то, чтобы понять ее сущность и ее функции без основательного изучения музыки в ее взаимосвязи с процессом становления человека в целом» (Цит. по: Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М.: Сов.композитор, 1988, с. 25). (Цит. по: Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М.: Сов.композитор, 1988, с. 25).

Предпосылки появления музыки звуки природы: пение птиц, журчание воды, шелест деревьев, раскаты грома и т.д. звуки природы: пение птиц, журчание воды, шелест деревьев, раскаты грома и т.д.

Предпосылки появления музыки звуки, извлекаемые из орудий труда, охоты: звон натянутой тетивы лука, удары по дереву и т.д. (первые примитивные музыкальные инструменты немногим отличаются от простых орудий труда) звуки, извлекаемые из орудий труда, охоты: звон натянутой тетивы лука, удары по дереву и т.д. (первые примитивные музыкальные инструменты немногим отличаются от простых орудий труда)

Предпосылки появления музыки ритмичность трудового процесса, являвшаяся необходимым условием успешности осуществления коллективной деятельности ритмичность трудового процесса, являвшаяся необходимым условием успешности осуществления коллективной деятельности

Предпосылки появления музыки подражание интонациям человеческой речи, заключающим в себе повышения и понижения голоса, паузы, акценты, ускорения и замедления, громкость и ее изменения и т.д. подражание интонациям человеческой речи, заключающим в себе повышения и понижения голоса, паузы, акценты, ускорения и замедления, громкость и ее изменения и т.д.

Предпосылки появления музыки художественный дар человека, позволивший ему не просто подражать звукам окружающей его действительности, но с помощью этих звуков выражать свои впечатления, чувства, мысли. художественный дар человека, позволивший ему не просто подражать звукам окружающей его действительности, но с помощью этих звуков выражать свои впечатления, чувства, мысли.

Место музыки в жизни древнего человека В зарождающихся человеческих сообществах нет разделения на музыку и жизнь. Способность «музыкального уха» непосредственно вплетена в контекст человеческой повседневности, в процесс общения человека с миром и другими людьми. В зарождающихся человеческих сообществах нет разделения на музыку и жизнь. Способность «музыкального уха» непосредственно вплетена в контекст человеческой повседневности, в процесс общения человека с миром и другими людьми.

Место музыки в жизни древнего человека Способность музыкального чувства является достоянием каждого человека, каждого члена древнего сообщества. Способность музыкального чувства является достоянием каждого человека, каждого члена древнего сообщества. В патриархальных обществах нет деления на творцов музыки и ее потребителей, поскольку творчество жизни здесь – подлинно коллективный процесс. В патриархальных обществах нет деления на творцов музыки и ее потребителей, поскольку творчество жизни здесь – подлинно коллективный процесс.

Место музыки в жизни древнего человека Конечной целью музицирования является не создание музыкального произведения, предназначенного для потребления третьими лицами, как это происходит в более поздние эпохи, а изменение самого индивида, гармонизация его душевных сил, приведение их в равновесие с окружающим миром. Конечной целью музицирования является не создание музыкального произведения, предназначенного для потребления третьими лицами, как это происходит в более поздние эпохи, а изменение самого индивида, гармонизация его душевных сил, приведение их в равновесие с окружающим миром.

А.Матисс. Танец

А.Матисс. Музыка

Музыка и музыкальное искусство Музыка – живое, актуальное состояние человека Музыка – живое, актуальное состояние человека Артельное пение А Д Г В Б

Особенности древней музыки Таким образом, существование музыки на ранних этапах развития человеческого общества, обнажает ее сущностную специфику, которая выступает как творчество одной из важнейших сущностных сил человека, как формирование человеческой слуховой способности в процессе совместно осуществляемой жизнедеятельности. Первоначальная целостность общественной жизнедеятельности, коллективное, общинное устройство общественной жизни получает отражение в характере содержания музыки, выступающего как выражение и закрепление «Мы - чувства», и в способе ее функционирования, при котором человек выступает субъектом, творцом музыки, вызывающим ее к жизни своим собственным душевным усилием. В обществе, где еще не проявилось отчуждение, музыка выступает живым, актуальным состоянием каждого члена данного сообщества Таким образом, существование музыки на ранних этапах развития человеческого общества, обнажает ее сущностную специфику, которая выступает как творчество одной из важнейших сущностных сил человека, как формирование человеческой слуховой способности в процессе совместно осуществляемой жизнедеятельности. Первоначальная целостность общественной жизнедеятельности, коллективное, общинное устройство общественной жизни получает отражение в характере содержания музыки, выступающего как выражение и закрепление «Мы - чувства», и в способе ее функционирования, при котором человек выступает субъектом, творцом музыки, вызывающим ее к жизни своим собственным душевным усилием. В обществе, где еще не проявилось отчуждение, музыка выступает живым, актуальным состоянием каждого члена данного сообщества

Происхождение музыкального искусства Происходящее в процессе развития человеческой истории расслоение общества, связанное с закреплением функций целеполагания и исполнения за разными группами индивидов, имеет следствием раскол человеческого мира на совокупность обособленных реальностей – на мир исполнительского, репродуктивного существования, мир чувственно, непосредственно данной необходимости, связанный с обеспечением физического существования, и духовный мир человеческой свободы, творческого самоопределения, находящийся за пределами повседневности и возвышающийся над ней. Происходящее в процессе развития человеческой истории расслоение общества, связанное с закреплением функций целеполагания и исполнения за разными группами индивидов, имеет следствием раскол человеческого мира на совокупность обособленных реальностей – на мир исполнительского, репродуктивного существования, мир чувственно, непосредственно данной необходимости, связанный с обеспечением физического существования, и духовный мир человеческой свободы, творческого самоопределения, находящийся за пределами повседневности и возвышающийся над ней.

Происхождение музыкального искусства Ранее целостная опоэтизированная жизнь дробится на частные определения, которые в своем реальном существовании вполне могут не пересекаться, - жизнь и поэзию, пользу и красоту, прозу обыденного существования и праздничный мир прекрасных грез, призванный восполнить собой красоту, уходящую из реальных человеческих отношений, все более превращающихся во внешнюю связь безразличных друг к другу обособленных индивидов, основанную на взаимовыгодных обменах и взаимном использовании Ранее целостная опоэтизированная жизнь дробится на частные определения, которые в своем реальном существовании вполне могут не пересекаться, - жизнь и поэзию, пользу и красоту, прозу обыденного существования и праздничный мир прекрасных грез, призванный восполнить собой красоту, уходящую из реальных человеческих отношений, все более превращающихся во внешнюю связь безразличных друг к другу обособленных индивидов, основанную на взаимовыгодных обменах и взаимном использовании

Происхождение музыкального искусства Эти процессы находят выражение в конституировании социального института искусства, концентрирующего в себе красоту, отчужденную от реального человеческого существования. С особой силой они проявляют себя в эпоху Нового времени, связанную с зарождением и формированием капиталистических отношений, представляющих собой усиление процессов разделения деятельности. Именно в это время музыка отделяется в самостоятельную, в самодостаточную сферу, что находит свое выражение в возникновении концертной формы музицирования, представляющего собой встречи с музыкой в особом, локализованном пространстве и времени концертного зала, слушания музыки не как формы связи с другим человеком, а ради музыки как определенной звуковой организации. Эти процессы находят выражение в конституировании социального института искусства, концентрирующего в себе красоту, отчужденную от реального человеческого существования. С особой силой они проявляют себя в эпоху Нового времени, связанную с зарождением и формированием капиталистических отношений, представляющих собой усиление процессов разделения деятельности. Именно в это время музыка отделяется в самостоятельную, в самодостаточную сферу, что находит свое выражение в возникновении концертной формы музицирования, представляющего собой встречи с музыкой в особом, локализованном пространстве и времени концертного зала, слушания музыки не как формы связи с другим человеком, а ради музыки как определенной звуковой организации.

Музыка и музыкальное искусство Музыкальное искусство – локализованный в пространстве и времени мир музыкальных произведений, созданный композиторами, в который слушатели попадают с помощью исполнителей Музыкальное искусство – локализованный в пространстве и времени мир музыкальных произведений, созданный композиторами, в который слушатели попадают с помощью исполнителей Публика Композитор Исполнитель

Почему и зачем надо слушать классическую музыку Музыка способствует сохранению и восстановлению физического и психического здоровья

Почему и зачем надо слушать классическую музыку Музыка знание ее помогает сформировать имидж просвещенного, преуспевающего человека

Почему и зачем надо слушать классическую музыку Музыка освоение музыки усиливает интеллектуальные способности

Почему и зачем надо слушать классическую музыку Музыка способствует формированию духа и помогает прикоснуться к тайнам бытия

Тема 5 Музыкальное произведение Вопросы: Вопросы: Формирование музыкального произведения Формирование музыкального произведения Основные виды музыкальной деятельности Основные виды музыкальной деятельности Функции музыкального произведения Функции музыкального произведения Содержание музыкального произведения Содержание музыкального произведения

Формирование музыкального произведения - Древняя музыка всегда связана с текущей жизненной ситуацией, она носит импровизационный характер. - Разделение общественной деятельности на духовную и физическую приводит к появлению людей, не участвующих непосредственно в процессе жизнеобеспечения, имеющих возможность заниматься только музыкой. На смену импровизации приходит композиция - Разделение общественной деятельности на духовную и физическую приводит к появлению людей, не участвующих непосредственно в процессе жизнеобеспечения, имеющих возможность заниматься только музыкой. На смену импровизации приходит композиция

Основные виды музыкальной деятельности К (И,С) С (И,К) П И (С,К)

Этапы становления музыкального произведения Замысел композитора Замысел композитора Фиксация замысла в виде нотного текста Фиксация замысла в виде нотного текста Создание исполнителем звучащего варианта произведения Создание исполнителем звучащего варианта произведения Восприятие произведения слушателем, формирующим свое представление о нем Восприятие произведения слушателем, формирующим свое представление о нем

Функции музыкального произведения Удовлетворение эстетической потребности общественного человека Эстетико-воспитательная функция Атрибут быта Познавательная функция Педагогическая функция Развлекательная функция Терапевтическая функция

Стороны содержания музыкального произведения Фабула – цепь событий, о которых повествуется в произведении Идея произведения – чувственно воплощенная основная музыкальная мысль Музыкальный образ – непосредственно открывающийся музыкальному чувству целостно выраженный характер, запечатление чувств и душевных состояний

Два подхода в передаче содержания средствами музыки Выражение – передача чувств, настроений, разнообразия человеческих характеров Изображение Подражание звукам реальности (зовам кукушки, стуку колес и т.д.) Воспроизведение беззвучных, безгласых объектов(«Бога- тырские ворота» Мусоргского, «Облака» Дебюсси)

Тема 6 Музыкальные жанры Вопросы: Вопросы: Происхождение и развитие жанров Происхождение и развитие жанров Жанровая классификация Жанровая классификация Жанровый комплекс Жанровый комплекс

Происхождение и развитие жанров Музыкальные жанры – это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи: Музыкальные жанры – это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи: с различными социальными функциями музыки с различными социальными функциями музыки с определенными типами ее содержания с определенными типами ее содержания с условиями ее исполнения и восприятия с условиями ее исполнения и восприятия

Происхождение и развитие жанров Основа для развития жанров – их возникновения, исчезновения и перерождения – развитие общественной практики человека

Жанровая трансформация Историческая трансформация: изменения сонаты; лирическая песня русского крестьянского быта городская песня, городской романс современная авторская песня Детализация, расслоение: вальс – бальный, вальс-бостон, джаз – вальс; марш – игрушечный, военный и т.д. Взаимодействие жанров: опера-оратория, опера – балет и т.д.

Жанровая классификация Классификация, опирающаяся на отношение музыки и слова Инструментальная музыка («бессловесная») Вокальная музыка (с «параллельным» словесным текстом Программная музыка (программа – «словесное введение» в инструментальное Сочинение)

Жанры инструментальной музыки Пьеса: танцы (гавот, вальс, полька и др.) скерцо, прелюдия, этюд, токката, ноктюрн, рондо, рапсодия, поэма, фантазия ВАРИАЦИИВАРИАЦИИ Циклы: сюиты, сонаты (трио, квартеты, квинтеты и т.д.), симфонии Сочетания и переплетения жанровых истоков в одном произведении (напр., пьеса с элементами вариаций)

Жанры вокальной музыки Сольно- вокальные жанры: песня, романс, баллада, ария, элегия, серенада, баркарола, вокальный цикл Хоровые жанры: хоровая миниатюра, хоровой цикл, кантата, оратория, произведения литургического характера

Жанры П Р О Г Р А М Н О Й музыки увертюра Симфоническая поэма Симфоническая картина Инструментальная пьеса СПРОГРАММОЙСПРОГРАММОЙ

Особые жанровые группы, где музыка вступает в синтез с другими видами искусства Музыкально- театральные произведения: балет, опера, оперетта, мюзикл Музыка к драматическим спектаклям, телевизионным постановкам, кинофильмам

Жанровая классификация О.Соколова В основе – два критерия: 1.Взаимодействие музыки и других видов искусства 2.Жизненное применение произведения Художественная функцияПрактическая функция 1.Чистая музыка3.Прикладная музыка 2.Взаимодействующая музыка А)Музыка и слово Б)Драматическая музыка В)Хореографическая музыка Г)Экранная музыка 4.Прикладная взаимодействующая музыка А)Песенная Б)Танцевальная

Классификация жанров по содержанию Лирические жанры (запечатление чувств, переживаний, настроений): песня, романс, ноктюрн, колыбельная, поэма, серенада, элегия, пастораль, баркарола Эпические жанры (объективное начало, повествовательность): былина, дума, гимн, баллада, рапсодия, увертюра, новеллетта, сказка, картина Жанры, связанные с движением (моторные): танец, марш, этюд, токката, скерцо, юмореска, рerpetuum mobile

Жанровый комплекс – это комплекс выразительных средств, характерных для того или иного жанра

Жанровый комплекс некоторых жанров Аллеманда – старинный танец, небольшое произведение, умеренный темп, четырехдольный размер, движение преимущественно ровными мелкими длительностями, общий характер – лирически смягченная моторность. Аллеманда – старинный танец, небольшое произведение, умеренный темп, четырехдольный размер, движение преимущественно ровными мелкими длительностями, общий характер – лирически смягченная моторность.

Жанровый комплекс некоторых жанров Куранта – старинный танец, небольшое произведение, подвижный темп, трехдольный размер, движение преимущественно ровными мелкими длительностями; общий характер – оживленно – моторный. Куранта – старинный танец, небольшое произведение, подвижный темп, трехдольный размер, движение преимущественно ровными мелкими длительностями; общий характер – оживленно – моторный.

Жанровый комплекс некоторых жанров Сарабанда – старинный танец- шествие, небольшое произведение, медленный темп, трехдольный размер с акцентом на второй доле, аккордовый склад; общий характер – сосредоточенность, психологическая углубленность, лирическая модификация танцевальности. Сарабанда – старинный танец- шествие, небольшое произведение, медленный темп, трехдольный размер с акцентом на второй доле, аккордовый склад; общий характер – сосредоточенность, психологическая углубленность, лирическая модификация танцевальности.

Жанровый комплекс некоторых жанров Жига - старинный танец, небольшое произведение, быстрый темп, преимущественно трех- Жига - старинный танец, небольшое произведение, быстрый темп, преимущественно трех- ( шести -, девяти-, двенадцати -) дольный размер, триольное движение, ритмическая упругость; общий характер – моторность, энергия, блеск.

Жанровый комплекс некоторых жанров Менуэт – старинный танец, небольшое произведение, умеренный темп, трехдольный размер, типичны плавность мелодии, обороты (в частности, каденционные), воспроизводящие реверансы; общий характер – грация, плавность, лирически смягченная танцевальность. Менуэт – старинный танец, небольшое произведение, умеренный темп, трехдольный размер, типичны плавность мелодии, обороты (в частности, каденционные), воспроизводящие реверансы; общий характер – грация, плавность, лирически смягченная танцевальность.

Жанровый комплекс некоторых жанров Скерцо – произведение небольшой или средней протяженности, быстрый темп, трех- (шести -) дольный размер, типичны ритмическая и артикуляционная (стаккато) острота, инструментальность мелодии, регистровые и тембровые переклички мотивов, фраз, неожиданные резкие сдвиги (динамические, фактурные, регистровые и др.); общий характер – неудержимое стремительное движение, жизнерадостная энергия. Скерцо – произведение небольшой или средней протяженности, быстрый темп, трех- (шести -) дольный размер, типичны ритмическая и артикуляционная (стаккато) острота, инструментальность мелодии, регистровые и тембровые переклички мотивов, фраз, неожиданные резкие сдвиги (динамические, фактурные, регистровые и др.); общий характер – неудержимое стремительное движение, жизнерадостная энергия.

Жанровый комплекс некоторых жанров Этюд – небольшое произведение, типичны быстрый или умеренно быстрый темп, ритмическое и фактурное единообразие, определенная инструктивно- техническая исполнительская задача Этюд – небольшое произведение, типичны быстрый или умеренно быстрый темп, ритмическое и фактурное единообразие, определенная инструктивно- техническая исполнительская задача

Жанровый комплекс некоторых жанров Токката старинная – небольшая протяженность, типична свободная композиция с чередованием пассажно – технических и напевно – декламационных разделов, резкими контрастам (в том числе и темповыми); характер местами патетический, местами – виртуозно – моторный. Токката старинная – небольшая протяженность, типична свободная композиция с чередованием пассажно – технических и напевно – декламационных разделов, резкими контрастам (в том числе и темповыми); характер местами патетический, местами – виртуозно – моторный.

Жанровый комплекс некоторых жанров Токката новая – небольшое произведение, типичны быстрый или умеренно – быстрый темп, ритмическое и фактурное единообразие. Токката новая – небольшое произведение, типичны быстрый или умеренно – быстрый темп, ритмическое и фактурное единообразие.

Жанровый комплекс некоторых жанров Ноктюрн – небольшое произведение, медленный или умеренный темп, типичная фактура – певучая мелодия на фоне мягко волнистой фигурации широкого диапазона; общий характер – мечтательная, порой взволнованная лирика. Ноктюрн – небольшое произведение, медленный или умеренный темп, типичная фактура – певучая мелодия на фоне мягко волнистой фигурации широкого диапазона; общий характер – мечтательная, порой взволнованная лирика.

Жанровый комплекс некоторых жанров Рапсодия – небольшая или средняя протяженность, типичны свободная композиция, включающая несколько контрастирующих между собой (в частности, по темпу) и разнородных по материалу разделов, тематизм народно- песенного и народно-танцевального склада, виртуозная фактура; характер преимущественно блестяще – виртуозный. Рапсодия – небольшая или средняя протяженность, типичны свободная композиция, включающая несколько контрастирующих между собой (в частности, по темпу) и разнородных по материалу разделов, тематизм народно- песенного и народно-танцевального склада, виртуозная фактура; характер преимущественно блестяще – виртуозный.

Жанровый комплекс некоторых жанров Вальс - умеренно-подвижный темп, размер 3/4, который подчеркивается в аккомпанементе гармоническим басом на первой доле такт аккордом на второй и тем же аккордом или его обращением на третьей. Вальс - умеренно-подвижный темп, размер 3/4, который подчеркивается в аккомпанементе гармоническим басом на первой доле такт аккордом на второй и тем же аккордом или его обращением на третьей.

Жанровый комплекс некоторых жанров Марш – строго размеренный темп, четкий, пунктирный ритм, четырехдольный размер. Марш – строго размеренный темп, четкий, пунктирный ритм, четырехдольный размер.

Жанровый комплекс некоторых жанров Баркарола – размер, как правило, 6/8, движение мелодии мягкое, «колеблющееся», ритмический рисунок сопровождения монотонный, характер лирический Баркарола – размер, как правило, 6/8, движение мелодии мягкое, «колеблющееся», ритмический рисунок сопровождения монотонный, характер лирический

Жанровый комплекс некоторых жанров Мазурка – оживленный трехдольный танец, в котором притопывания и подскоки несущихся пар сменяются плавным скольжением и кружением, часто используется пунктирный ритм на первой доле. Мазурка – оживленный трехдольный танец, в котором притопывания и подскоки несущихся пар сменяются плавным скольжением и кружением, часто используется пунктирный ритм на первой доле.

Сонатно – симфонический цикл Симфония (исполняется симфоническим оркестром) Соната (исполняется одним или несколькими инструментами) Концерт (исполняется солирующим инструментом и оркестром)

Сонатно-симфонический цикл – это произведение, состоящее из последования нескольких (трех или четырех, реже двух) самостоятельных частей, разных по характеру и темпу, объединенных общностью художественного замысла.

Сонатно – симфонический цикл ЧастьIIIIIIIY Ипостасьчеловека Homo agens Homo sapiens Homo ludens Homocommunitis ФункцияДраматическийцентрЛирическийцентр Переключение в сферу скерцозно- танцевальныхобразов Финал, итог, вывод - как правило оптимистический ТемпБыстрыйМедленныйБыстрыйБыстрый ФормаСонатная 3-хчастная, вариации, рондо, сонатная без разработки 3-хчастнаяРондо,рондо-соната

Строение сонатной формы Экспозиция Г.п. Св.п. П.п. З.п. Т Д Д Активная, Лири- устрем- ческая ленная Разработка Арена борьбы Материал экспозиции в преобразованном виде Реприза Г.п. Св.п. П.п. З.п. Т Т Т Г.п. – главная партия Св.п. – связующая партия П.п. – побочная партия З.п. – заключительная партия

Опера Опера – музыкально – драматическое произведение для исполнения в театре, при сценической обстановке. Опера – музыкально – драматическое произведение для исполнения в театре, при сценической обстановке.

Фрагмент из оперы Д.Шостаковича «Катерина Измайлова»

Опера Опера родилась в Италии в начале 17 века в среде музыкантов, литераторов, ученых, мечтавших о возрождении греческой трагедии, представления, которое подобно античным спектаклям объединило бы драму, музыку и танец. Первая опера «Эвридика» была поставлена в 1600 году (либретто Оттавио Ринучини, музыка Якопо Пери). Опера родилась в Италии в начале 17 века в среде музыкантов, литераторов, ученых, мечтавших о возрождении греческой трагедии, представления, которое подобно античным спектаклям объединило бы драму, музыку и танец. Первая опера «Эвридика» была поставлена в 1600 году (либретто Оттавио Ринучини, музыка Якопо Пери).

Опера Структура оперы: опера делится на акты (действия), а нередко, кроме того, и на картины (крупные части актов). Может иметься подразделение на сцены, то есть отрезки более короткие, намечающиеся в связи с изменением сценических ситуаций, состава действующих лиц и т. д. Структура оперы: опера делится на акты (действия), а нередко, кроме того, и на картины (крупные части актов). Может иметься подразделение на сцены, то есть отрезки более короткие, намечающиеся в связи с изменением сценических ситуаций, состава действующих лиц и т. д.

Классификация опер по форме Оперы, состоящие из отдельных номеров Музыкальные драмы с более или менее непрерывным развитием музыкальной ткани и, таким образом, не делящиеся на отдельные, внутри себя законченные пьесы.

Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Речитатив – форма музыкальной речи полунапевного, полуразговорного характера; в речитативе происходит развитие действия Речитатив – форма музыкальной речи полунапевного, полуразговорного характера; в речитативе происходит развитие действия

Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Ария – законченный сольный номер, раскрывающий душевную жизнь героя, его мысли, чувства, черты характера в обобщенном виде; ария создает известную задержку действия ради более широкого развития лирических моментов; замкнутыми формами сольного высказывания героя также являются каватина, песня, романс, баллада, серенада, канцона, куплеты и т.д.

Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Ариетта – короткая, маленькая ария Ариетта – короткая, маленькая ария

Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Монолог – сольный номер, по широте мелодии, напевности и яркости интонации примыкающий к арии, но избегающий свойственной классическим образцам сосредоточенности на одной или двух темах; тем здесь может быть столько, сколько подскажет текст Монолог – сольный номер, по широте мелодии, напевности и яркости интонации примыкающий к арии, но избегающий свойственной классическим образцам сосредоточенности на одной или двух темах; тем здесь может быть столько, сколько подскажет текст

Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Ариозо - особая вокальная форма, как бы промежуточная ступень между мелодией широкого песенного типа и речитативом Ариозо - особая вокальная форма, как бы промежуточная ступень между мелодией широкого песенного типа и речитативом

Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Сцена - совокупность арии и речитатива, который ей предшествует Сцена - совокупность арии и речитатива, который ей предшествует

Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Ансамбли – номера для нескольких исполнителей, по числу участников называемые дуэтами, трио, квартетами и т. д. Ансамбли – номера для нескольких исполнителей, по числу участников называемые дуэтами, трио, квартетами и т. д.

Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Финал – заключительный номер действия, в котором, как правило, участвуют как солисты, так и хор Финал – заключительный номер действия, в котором, как правило, участвуют как солисты, так и хор

Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Увертюра - инструментальная пьеса, служащая введением ко всей опере; темы увертюры часто заимствуются из самой оперы, иногда такой тематической связи нет и увертюра вводит в круг настроений оперы лишь в самом общем смысле Увертюра - инструментальная пьеса, служащая введением ко всей опере; темы увертюры часто заимствуются из самой оперы, иногда такой тематической связи нет и увертюра вводит в круг настроений оперы лишь в самом общем смысле

Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Антракт – инструментальная пьеса, служащая вступлением к отдельному действию Антракт – инструментальная пьеса, служащая вступлением к отдельному действию

Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Интермеццо – инструментальная пьеса, помещенная внутри акта; иногда инструментальный номер внутри акта носит название, отчетливо определяющее его характер, - марш, ноктюрн и т. д. Интермеццо – инструментальная пьеса, помещенная внутри акта; иногда инструментальный номер внутри акта носит название, отчетливо определяющее его характер, - марш, ноктюрн и т. д.

Формы оперы, состоящей из отдельных номеров Балет - ряд танцев характерных или бальных, часто вводящихся в средних актах. Балет - ряд танцев характерных или бальных, часто вводящихся в средних актах.

Лейтмотив (ведущий мотив) – тема, систематически тема, систематически проводимая в первоначальном или варьированном виде в разных местах оперы. Лейтмотив может служить характеристикой действующего лица, чувства, настроения, явления природы и т.п., вплоть до идеи отвлеченного характера. действующего лица, чувства, настроения, явления природы и т.п., вплоть до идеи отвлеченного характера.

Строение музыкальной драмы Действия музыкальной драмы часто подразделяются на сцены – целые драматические эпизоды с участием нескольких действующих лиц, а иногда и хора. Действия музыкальной драмы часто подразделяются на сцены – целые драматические эпизоды с участием нескольких действующих лиц, а иногда и хора. Внутри сцены может наблюдаться сплошная текучесть и отсутствие оформленных частей или выявляются отдельные части, относительно замкнутые. Такими частями могут быть: более или менее пространное соло (как бы ария или чаще ариозо), ансамбль, хор. Внутри сцены может наблюдаться сплошная текучесть и отсутствие оформленных частей или выявляются отдельные части, относительно замкнутые. Такими частями могут быть: более или менее пространное соло (как бы ария или чаще ариозо), ансамбль, хор. В музыкальной драме достигла наибольшего развития лейтмотивная техника, обеспечивающая тематическое единство и облегчающая восприятие формы. В музыкальной драме достигла наибольшего развития лейтмотивная техника, обеспечивающая тематическое единство и облегчающая восприятие формы.

Балет Балет принадлежит к области музыкально – театрального искусства и представляет собой сложный синтетический жанр. Поэтический сюжет в балетном спектакле воплощается средствами хореографии, музыки, декоративной живописи. Балет принадлежит к области музыкально – театрального искусства и представляет собой сложный синтетический жанр. Поэтический сюжет в балетном спектакле воплощается средствами хореографии, музыки, декоративной живописи.

Фрагмент из балета «Спартак» А.Хачатуряна

Балет Балет появился в Италии и Франции во второй половине 16 века. Первый балет «Цирцея и нимфы» поставлен в 1581 году итальянцем Бальтазарини в Париже. Балет появился в Италии и Франции во второй половине 16 века. Первый балет «Цирцея и нимфы» поставлен в 1581 году итальянцем Бальтазарини в Париже.

Балет Художественные деятели эпохи Возрождения мечтали о возрождении античного театра по образцу древнегреческой трагедии, в которой объединялись бы декламация, пение, пластика и драматическая игра. Результатом их совместных усилий были созданы два новых самостоятельных вида театральных представлений – балет и опера Художественные деятели эпохи Возрождения мечтали о возрождении античного театра по образцу древнегреческой трагедии, в которой объединялись бы декламация, пение, пластика и драматическая игра. Результатом их совместных усилий были созданы два новых самостоятельных вида театральных представлений – балет и опера

МУЗЫКАВБАЛЕТЕМУЗЫКАВБАЛЕТЕ Танцы – выражение эмоций классические характерные АдажиоАллегро Народные и национальные Конкретные образные танцы Пантомимные сцены – развитие действия «Действенный танец» - объединение «чистого танца» с драматической выразительностью

ВИДЫ ТАНЦЕВВИДЫ ТАНЦЕВ Сольные – выходы, вариации Ансамбли – pas de deux, pas de trois и т.д. Массовые кордебалетные танцы

Балет Для балета очень характерен сюитный принцип построения. Ряд следующих друг за другом балетных танцев, заканчиваемых общей концовкой (кодой), называется дивертисментом. Для балета очень характерен сюитный принцип построения. Ряд следующих друг за другом балетных танцев, заканчиваемых общей концовкой (кодой), называется дивертисментом.

Балет Симфонизация балета – это приобретение балетной, по своей природе танцевальной музыкой, самостоятельного художественного значения: лирической глубины, драматической выразительности, способности очерчивать характеры и разнообразные ситуации. Симфонизация балета – это приобретение балетной, по своей природе танцевальной музыкой, самостоятельного художественного значения: лирической глубины, драматической выразительности, способности очерчивать характеры и разнообразные ситуации.

Балет В «симфоническом балете» используются приемы оперной драматургии: характеристика действующих лиц, лейтмотивы, сквозное действие. В «симфоническом балете» используются приемы оперной драматургии: характеристика действующих лиц, лейтмотивы, сквозное действие.