Месть и злопамятство (преподавание темы в средней школе)
Место темы в учебной программе 6 (7) класс – в программном блоке, посвященном совершеннолетию 6 (7) класс – в программном блоке, посвященном совершеннолетию 10 класс – в курсе «Заповеди «Между человеком и человеком»» 10 класс – в курсе «Заповеди «Между человеком и человеком»» 12 класс – в курсе повторения (тема «Заповеди») 12 класс – в курсе повторения (тема «Заповеди»)
Возрастные особености 6, 7 класс – школа человеческих отношений 6, 7 класс – школа человеческих отношений 10 класс – обсуждение источников 10 класс – обсуждение источников 12 класс – беглый взрослый взгляд, скорее повторение, чем дискуссия 12 класс – беглый взрослый взгляд, скорее повторение, чем дискуссия
«Опорная точка» Идеал (р. Акива) – «...великое общее правило Торы» Идеал (р. Акива) – «...великое общее правило Торы» Практический принцип (р. Гиллель) – «в этом вся Тора» Практический принцип (р. Гиллель) – «в этом вся Тора»
Выбор темы: Урок в 10 классе: - 6 (7) класс – главное значение воспитательное - 12 класс – итоги, «технология» подготовки к экзаменам
Формат урока 2 занятия по 40 минут 2 занятия по 40 минут Сочетание групповой и индивидуальной самостоятельной работы Сочетание групповой и индивидуальной самостоятельной работы
Цели урока: Объяснить ученикам запрет мстить и хранить злобу Объяснить ученикам запрет мстить и хранить злобу Уяснить корень заповеди «не мсти и не храни злобу» Уяснить корень заповеди «не мсти и не храни злобу» Уяснить ценность прощения в противовес мести на основе классических источников Уяснить ценность прощения в противовес мести на основе классических источников
Учебные пособия: рабочие листы с рассказом, вводящим в тему рабочие листы с рассказом, вводящим в тему рабочие листы с цитатами из классических еврейских текстов рабочие листы с цитатами из классических еврейских текстов
Определение понятий РАШИ: месть – действие месть – действие Злопамятство - напоминание Злопамятство - напоминание
Вопросы, обсуждаемые на уроке Нравственна ли месть? Нравственна ли месть? Как иудаизм относится к мести? Как иудаизм относится к мести? Допустимы ли определенные виды мести (как, например, месть нацистам)? Допустимы ли определенные виды мести (как, например, месть нацистам)?
Почему месть запрещена? вред ближнему вред ближнему вред самому вред самому нарушается порядок в мире нарушается порядок в мире
Возможна ли месть? Сам Всевышний «будет воевать за нас» Сам Всевышний «будет воевать за нас» Защищая имя Всевышнего и/или еврейский народ Защищая имя Всевышнего и/или еврейский народ
Эссе (домашнее задание) Привести примеры из Танаха, иллюстрирующие материал урока (см. предыдущий слайд) Модельный пример - война с Амалеком
Прощение, как альтернатива мести исправление участников конфликта исправление участников конфликта исправление мира в целом исправление мира в целом исправление несправедливости с помощью любви исправление несправедливости с помощью любви
Раскаяние и прощение Порой невозможно исправить несправедливость. Только искреннее раскаяние со стороны обидчика и прощение от всего сердца со стороны обиженного могут совершить истинное исправление. Порой невозможно исправить несправедливость. Только искреннее раскаяние со стороны обидчика и прощение от всего сердца со стороны обиженного могут совершить истинное исправление.
Об авторах и текстах кратко об авторе и его работе в области еврейской этики кратко об авторе и его работе в области еврейской этики о цитируемом тексте о цитируемом тексте о проблеме авторства в древности и в Средние века о проблеме авторства в древности и в Средние века
Актуализация отношение учеников к материалу; отношение учеников к материалу; рефлексия (самоанализ); рефлексия (самоанализ); итоги (актуальность еврейской традиции - учитель). итоги (актуальность еврейской традиции - учитель).
Завершение курса еврейской этики заповедь любви к ближнему основа еврейской этики заповедь любви к ближнему основа еврейской этики роль еврейской этики в становлении современной цивилизации роль еврейской этики в становлении современной цивилизации роль еврейской этики в исправлении мира роль еврейской этики в исправлении мира