ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ 1462 «Создание образовательного пространства, поддерживающего творческую среду и обеспечивающего возможность самореализации учащихся» Автор: Ракунова И.Н. – заместитель директора по дополнительному образованию, кандидат искусствоведения.
Создание образовательного пространства для воспитания личности, способной к творческому саморазвитию, саморегуляции и самореализации Проблема
Основной целью подобной деятельности является создание условий по формированию базовой культуры личности. Цель
Под базовой культурой личности мы понимаем необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности. Базовая культура личности
самостоятельность мышления, внутренняя свобода, стремление к знаниям, образованию, творческий поиск. Жизненные ценности
создание атмосферы творческого поиска в школе; формирование у ребенка базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, стремления к самореализации и самообразованию; освоение культуры цивилизованного мира, ценностей национальной культуры, общечеловеческих духовных богатств; Задачи
воспитание в учащихся качеств слушателя, читателя, зрителя, необходимых для восприятия прекрасного, возвышенного, побуждающего к самосовершенствованию, то есть для формирования культуры личности. Задачи создание системы ценностных ориентаций, где приоритетным является культ знаний, научного поиска, творчества;
«Центр образования как оптимальная форма организации учебно- воспитательного процесса, направленного на развитие культуры личности» Тема экспериментальной площадки
Эстетическое развитие – процесс формирования и обогащения способности к образно-художественному восприятию жизни и эмоционально-психологического отношения к ней, необходимое дополнение к учебной деятельности, развивающей рационально- логическое мышление. Онушкин В., Огарев Е. Эстетическое развитие
классно-урочная (что является традиционной, реально существующей формой); клубная, студийная, кружковая (область действия дополнительного образования); научное общество учащихся; взаимодействие с различными учреждениями культуры (музеи, театры, филармония и пр.) ученическая научно-практическая конференция. Формы учебных занятий
I блок – музыкальное образование. II блок – художественное образование. III блок – культурно-эстетическое образование. IV блок – гуманитарное образование. Блоки полихудожественного взаимодействия искусств
I блок. Музыкальное образование. Базовое образование Музыка. 5-8 классы. Музыкальная литература классы. Прослушивание музыки. 5-7 классы. Дополнительное образование Абонемент Московской Государственной академической филармонии Хоровая студия «Вдохновение» Мировая художественная культура классы. Музыка. 1-4 классы.
II блок. Художественное образование. Базовое образование Изобразительное искусство как часть художественной культуры. 5-7 классы. Рисунок, живопись, композиция. 5-9 классы. Дополнительное образование ИЗО студия классы. Художественно- творческая практика «Пленэр». Мировая художественная культура классы. Изобразительное искусство. 1-4 классы.
III блок. Культурно-эстетическое образование. Базовое образование Мифология и фольклор. 5-9 классы. Москвоведение. 5-9 классы Дополнительное образование Клуб «Мифология»Клуб «Моя Москва» Мировая художественная культура классы. Мифология и фольклор. 2-4 классы. Москвоведение. 2-4 классы. Москвоведение. 2-4 классы.
IV блок. Гуманитарное образование. Базовое образование Литература. 5-9 классы. Иностранные языки. 5-9 классы. Дополнительное образование Журнал «Вдохновение» Чтение. 1-4 классы. Развитие речи классы Литература классы. Мировая художественная литература классы. Клуб юных журналистов «Мы» Литературный клуб «Парус» Иностранные языки. 5-9 классы.
Искусство является формой и средством передачи межпоколенного опыта средством человеческого общения между социальными группами, членами одного социума и, непосредственно, между автором и зрителем, читателем, слушателем. Ю.Лотман Искусство
Школьный хор, школьная музыкальная студия. Основное и дополнительное образование
ИЗО-студия Основное и дополнительное образование
клуб «Моя Москва» Основное и дополнительное образование
«Клуб любителей мифологии» Основное и дополнительное образование
Экскурсионная форма работы Основное и дополнительное образование
Абонемент Московской государственной академической филармонии Основное и дополнительное образование
Ученическая научно-практическая конференция Основное и дополнительное образование
Ученическая научно-практическая конференция Основное и дополнительное образование апреля 2006 г. – «Человек и природа» 12 апреля 2007 г. – «Искусство и детство» 17 апреля 2008 г. – «Motus et art или Движение и искусство» 16 апреля 2009г. – «Мое отечество» 15 апреля 2010г. – «Личность и искусство»
творческое развитие учащихся; интересы учащихся; осознанность и неформальность посещения учащимися музеев, театров, филармонии; атмосфера общения в школьном коллективе; выбор профессии. Показатели
Результатами деятельности центра образования в указанном направлении можно считать осознанный выбор выпускниками творческих специальностей. Результаты
За последние 5 лет 24 ученика Центра образования стали студентами следующих учебных заведений: Актерский факультет Нового Гуманитарного института Натальи Нестеровой Музыкальное училище при хоре им.Пятницкого Московский государственный университет дизайна и технологии Московский художественно-промышленный институт Московский архитектурный институт Школа-студия МХАТ Факультет искусств Отд.академического вокала МГУ им. М.Ломоносова Искусствоведческий факультет РГГУ
Созданы условия для формирования ценностных ориентаций с помощью различных форм погружения в искусство. Выпускники получают знания в системе мировой и национальной культуры, созранив индивидуальность. Сложившаяся система образования позволяет сформировать у ребят базовые компетентности современного человека. Выпускники готовы к выбору духовно- нравственной позиции в существующей системе ценностей. Первые итоги работы
Конечным результатом гуманитарно- эстетического воздействия на учащегося становится высокий личностный потенциал выпускника – Человека образованного и самостоятельного во взглядах, поступках, деятельности. …