1. Использование возможностей дополнительного образования детей способствует модернизации целей, содержания, организации и ожидаемых результатов общего образования, обеспечивает переход от традиционного содержания (стандартов) к содержанию, соответствующему новым ожиданиям населения или социальному заказу образования. В государственной политике России и документах Европейского Союза, неформальное образование рассматривается в контексте инновационного сценария развития образования в целом. Таким образом, развитие образования становится возможным за счет интеграции формального и неформального образования.
2. Современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного и профессионального самоопределения ребенка. В условиях перехода к политике непрерывного образования и реализации ФГОС, дополнительное образование детей может стать ресурсным центром, технологией «стягивающей» такие составляющие системы образования как формальное, неформальное и информальное образование в континуум непрерывного образования (модель образовательного кластера непрерывного образования).
3. Особо остро стоит проблема интеграции формального и неформального образования при реализации новых ФГОС общего образования, создании новых механизмов взаимодействия, построении общего образовательного пространства для реализации индивидуальных образовательных траекторий детей. Проблема состоит также в неумении администрации образовательных организаций организовывать и координировать работу по организации взаимодействия, формировать сетевые объединения.
Интеграция – это: - состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей разных частей целого, содружеством субъектов, его создающих. - процесс, обеспечивающий достижение этого состояния. - важный показатель системы, так как ведет к ее целостности
1 модель Характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций, по сути, случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями 2 модель Отличается внутренней организованностью каждой структуры школы и дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она ещё не функционирует 4 модель 4 модель Представляет собой организацию дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, работающей в режиме полного дня 3 модель Строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования
Предпрофильная подготовка Элективные курсы Общество- знание Искусство Математика Филология Естествознание Физическая культура Технология Семинары Уроки Лекции Художественное творчество Театрально- драматическое творчество Туристско- краеведческая деятельность Эколого- биологическая деятельность Техническое творчество Спорт ИДОП Ключевые дела Праздники Концерты Выставки Экскурсии Предметные кружки Факультативы Классные часы Беседы КТД Социальная деятельность Творческие объединения Проекты
Цель интеграции общего и дополнительного образования и других сфер образования: создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка.
Образовательное пространство в интеграционных моделях рассматривается как: 1.Система педагогически взаимосвязанных событий. (ключевых дел, городских мероприятий) 2. Совокупность образовательных программ. (интегрированных, внеурочных, дополнительных) 3.Это пространство детства. (свободное не ограниченное рамками пространство)
Образовательное пространство – образовательная среда 1.Образовательное пространство – это педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей (класса, школы, УДО, двора, микрорайона, города и т.д.). 2.Среда становится пространством, когда в ней организуется целенаправленная образовательная деятельность. 3.Основной механизм создания образовательного пространства города – организация взаимодействия учреждений, коллективов, педагогов, руководствующихся едиными педагогическими задачами, принципами и подходами к образованию.
Уровни отношений между образовательными учреждениями: - добрососедский (школа знает о существовании УДО и благожелательно относится к занятиям в нем своих воспитанников; происходит обмен основной информацией); - партнерский (оба учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с отдельными общерайонными или общегородскими мероприятиями; привлекают материальные и кадровые возможности друг друга для решения отдельных проблем; то и другое учреждение может рассчитывать на определенную помощь своего партнера). - интеграционный (учреждениям удается создать единое образовательное пространство, в котором два автономных учреждения решают общие проблемы и согласовывают действия друг с другом).
Технологии внешней интеграции 1. Интегрированные программы совместной деятельности учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. 2. Интегрированные мероприятия (праздников, фестивалей и др.), 3. Интегрированные дела (коллективных творческих, общественно полезных и др.), 4. Интегрированные игры (творческого, интеллектуального и других направлений), 5. Детские общественные организации.
МБОУ ДОД ЦДТ Южный Кузбасс МБОУ ДОД ДЮЦ ОУ МБУЗ ЦГБ ДОУ ОУ Бизнес-центр ИДОП Ключевые дела Праздники Проекты
15 ЦДТ Бизнес-центр 19 школа 2 школа, 6 школа Проект «Ты предприниматель»
16 ГОРОДСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО» «Дизайн и модерация сайта» «Робототехника» «Компьютерная анимация
17 ГОРОДСКОЙ ПРОЕКТ «МИР НАЧИНАЕТСЯ С МЕНЯ» «Лидер» «Подросток подростку» «Школа журналистики» «Юный спасатель»
18 ГОРОДСКОЙ ПРОЕКТ «О СПОРТ, ТЫ - ЖИЗНЬ» «Ритмика» «Шахматы» «Теннис»
19 ГОРОДСКОЙ ПРОЕКТ «МОЙ КРАЙ» «Кукольный театр «Теремок» «Сувенир» «Дизайн и оформительское искусство» «Я живу в Кузбассе»
Спасибо за внимание !!!