«ИНСТИТУТ ТЬЮТОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Пом. зам. руководителя по непрерывному и заочному образованию ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ИНСТИТУТ ТЬЮТОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Т.Д.Яковлева, доцент кафедры общей педагогики и психологи ГОАУ ЯО ИРО.
Advertisements

«ИНСТИТУТ ТЬЮТОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Т.Д.Яковлева, доцент кафедры общей педагогики и психологи ГОАУ ЯО ИРО.
Организационно-методические трудности построения процесса тьюторского сопровождения особого ребенка в условиях образовательной организации О. Л. Беляева,
«В российском образовании произойдет довольно крупное событие. В школах появится еще одна должность – тьютор… Это - не классный руководитель. Этот педагог.
Тьютор в образовательном процессе: основные задачи и функции Ястребова Г.А., канд. пед. наук, профессор
Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
СТАТЬЯ Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной.
Ресурсы профессионального развития педагогов по направлению: ТЬЮТОРСТВО Образовательные возможности участников программы «Тьюторское сопровождение в образовании»
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЕГО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ПРОФИЛИЗАЦИИ »
1 Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ.
Схема организации тьюторского сопровождения профильного обучения в старшей школе ГИМНАЗИЯ МИИТ МОСКВА, 2012.
ОСНОВАНИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е.А.Суханова, к.п.н., доцент, Председатель правления МТА.
Клюева Татьяна Николаевна – директор, к.псх.н. Новые компетентности педагога дополнительного образования Министерство образования и науки Самарской области.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Квалификационные характеристики работников образования.
Транксрипт:

«ИНСТИТУТ ТЬЮТОРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» Пом. зам. руководителя по непрерывному и заочному образованию ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА К.б.н., доцент Гутерман Лариса Александровна

Уважаемые коллеги! Инновационное высшее образование сегодня должно быть направлено на качественную подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В настоящее время появление в Российском образовании практик тьюторства обусловлено запросом на индивидуализацию обучения на всех уровнях: в среднем образовании, высшем, послевузовском, дополнительном профессиональном. Индивидуальная образовательная программа рассматривается не только как последствия выбора человеком содержания и форм своего обучения, образования, но и как управленческий механизм на пути становления открытых образовательных систем, модернизации системы образования в целом.

Системные преобразования в Российском образовании, связанные с внедрением в практику решений Болонской декларации требуют изменений в формах и методах обучения, внедрения новых инновационных образовательных технологий (портфолио, технологий профильных и профессиональных проб, социальных практик, обучения в сотрудничестве, технологий консультирования, тренинговых технологий), что влечет за собой необходимость введения института тьюторства в систему как высшего профессионального образования, так и общего образования, и дополнительного образования.

Истрические основы ТЬЮТОРСТВА Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов, средневековой Европы. Если строить точную генеалогию, феномен тьюторства происходит из Великобритании и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и Кембридже.

Первые университеты возникли в XI- XII веке - в Италии (Болонь), Англии (Оксфорд и Кембридж), во Франции (Париж). Университеты выросли из монастырской культуры, которая в своих стенах благодаря трудам монахов сохраняла и транслировала все накопленные человеком знания, однако не выносила их из своих стен

«Господствовала идея, что наука принадлежит целому миру, что штудирующие собираются в данное место со всех концов мира и образуют здесь собою общину чужеземцев в противоположность местной городской общине».

Институт тьюторства в отечественной системе образования возник одновременно с распространением ОДПО, но сегодня все еще находится в стадии становления. В зарубежных практиках понятие «тьютор» чаще всего используется применительно к системе дистанционного образования взрослых (Майкл Г. Мур, Грег Кирсли, Р.Г. Уильямс, 2000, Гиббс, Дербридж и др.). Причем содержательное наполнение этого понятия меняется в зависимости от конкретных форм ДО: - академического преподавателя, - организатора совместной деятельности

Институт тьюторства в отечественной системе образования возник одновременно с распространением ОДПО, но сегодня все еще находится в стадии становления. В зарубежных практиках понятие «тьютор» чаще всего используется применительно к системе дистанционного образования взрослых (Майкл Г. Мур, Грег Кирсли, Р.Г. Уильямс, 2000, Гиббс, Дербридж и др.). Причем содержательное наполнение этого понятия меняется в зависимости от конкретных форм ДО: - академического преподавателя, - организатора совместной деятельности

Тьютор – герой другой педагогики. Это прямой антипод традиционному педагогу, отрицающий не только конкретную технологию школоцентрированной педагогики, но и идеологию, которая обосновывает и поддерживает существование педагогического воспроизводства. П.Г.Щедровицкий, к.ф.н., философ, методолог

Тьюторство – это не роль учителя, который знает ответы на вопросы, которые ребенок ему не задавал. Деятельность тьютора во многом заключается в том, чтобы понять, а в чем детский вопрос к… Тьютор отвечает как возможно такое содержание образования, субъектом которого является человек? А.И.Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика»

Тьюторство для меня – это одна из форм посреднического действия, с помощью которой человек строит свой собственный образ. Б.Д.Эльконин, д.пс.н., зав.лабораторией психологии развития Института психологии РАО

Тьюторская практика обеспечивает сопровождение процесса проектирования и построения с подопечным его индивидуальной образовательной программы. «Нельзя сопровождать стоящего, а только идущего» Т.М.Ковалева,д.п.н., профессор МГПУ

Применение тьюторской модели осмысленно в образовательных практиках, не предъявляющих жесткие нормы образовательного движения, дающие возможность выбора своего пути и самореализации. СПЕЦИФИКОЙ ТЬЮТОРСКОЙ МОДЕЛИ: актуализация пространства возможностей в полноте; формирование образовательного заказа, инициативы; сопровождение реализации заказа, инициативы; организация условий для применения полученных знаний, умений, навыков в реальной практике.

Позиция тьютора имеет ряд особенностей, к которым мы относим следующие: установка на самообразовательную деятельность обучающегося; ориентация на исследовательскую деятельность студентов; психологическая открытость и готовность к сотрудничеству со студентами в любой интересующей их сфере учебной деятельности В чем же заключается специфика тыоторинга и какими средствами располагает тьютор для повышения качества образования?

В работах П. Щедровицкого, Т. Ковалевой, Е. Сухановой отражены пути организации тьюторского сопровождения на примере общеобразовательных школ Москвы и Томска. Н. Рыбалкина изучала процессы тьюторского сопровождения в школе, разрабатывала технологии образовательного туризма и отдельных культурно- образовательных событий. Е. Александрова показала влияние тьюторского сопровождения на развитие одаренных детей. А. Тубельский - изучал профориентацию подростка. Е.Колосова - организация дополнительного образования. Е.Суханова - формирование образовательного заказа. Г.Беспалова - самообразование подростка. М.Черемных - образовательное пространство старшеклассника. Подобные технологии уже сегодня используются в средних школах.

На сегодняшний день в России наиболее полно представлены две практики тьюторства: - тьюторство в дистанционном обучении; - тьюторство как сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников.

Задачи тьютора в дистанционном обучении: помочь получить максимальную отдачу от обучения; следить за ходом обучения; давать обратную связь по выполненным заданиям; проводить групповые тьюториалы (консультации); консультировать и поддерживать индивидуально; поддерживать в студенте заинтересованность в обучении на протяжении всего курса; предоставить возможность постоянной электронной связи студента, тьютора и преподавателя.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 14 августа 2009 г. N 593 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ"

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет, Специальная подготовка по направлению «ТЬЮТОР» не менее 500 часов.

Из квалификационных характеристик тьютора Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее)….

1.Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). 2.Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Изучает образовательный заказ семьи. Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе траектории образования. Координирует поиск информации обучающимися для самообразования; Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее ).

Совместно с обучающимся: распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения; определяет перечень и формы преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру (модель) для этой взаимосвязи, с оздает условия расширения образовательного пространства, соответствующего возрасту, привлекает дополнительные образовательные ресурсы.

1.Оказывает помощь обучающемуся в преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. 2.Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования. 3.Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих…… 4.Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона. 5.Создает условия предъявления результатов реализации ИОП в широком образовательном сообществе. 6.Организует контроль эмоционального, психического, физического и социального здоровья обучающегося в ходе реализации ИОП. Организует выбор средств по реализации ИОП.

Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента: собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение триместра или учебного года; руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу, в том числе, в каникулярное время (соединение культурного и индивидуального); моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова (индивидуальный тренд).

Структура и содержание педагогической деятельности тьютора состоит из четырех этапов - проектировочный, организационно-деятельностный, диагностический, поддерживающий.

Эффективность реализации модели педагогической деятельности тьютора обеспечивается реализацией тьютором и дополнительных функций, которые являются обеспечивающими по отношению к педагогической деятельности: социально-кооперативной, менеджерской, маркетинговой, функции саморазвития.

Педагогические технологии методы активного обучения - дискуссии в малых группах, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги, применение, информационные технологии для организации взаимодействия с обучающимися на расстоянии.

Функции тьютора: диагностика состояния и процесса обучения обучающихся; осуществление целеполагания; мотивация и вовлечение обучающихся; управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся; коррекция деятельности обучающихся; контроль выполнения заданий; рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Выделяют следующие инвариантные функции, которые тьютор должен исполнять Управленческая функция. Диагностическая функция. Функция целеполагания. Мотивационная функция. Функция планирования. Коммуникативная функция. Функция контроля. Функция рефлексии. Методическая функция.

У тьютора выделяют следующие роли: консультанта, наставника, менеджера, педагога, андрагога, маркетолога, личности и другие. командно-подчиненные, партнерские, отеческие.

Компетентность тьютора. Интегральный взгляд на подходы к компетентности определяет ее как некую характеристику любого работника, в которой можно выделить: профессиональные знания, умения или навыки выполнения деятельности, личностные способности к дея­тельности в широком аспекте, настрой или желание выполнять деятельность.

Компетентность тьютора. От тьютора требуется в большей степени управление активностью обучающихся, чем своей. Тьютор должен изменять свое поведение в зависимости от потребностей обучающихся. У тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у традиционного преподавателя (например осуществление целеполагания вместе с обучающимися и др.). От тьютора требуется проявление многих высоких личностных качеств, что обусловлено, прежде всего, особыми взаи­моотношениями между тьютором и обучающимися.

Рост профессиональности тьютора рассматривают, как расширение области знаний, навыков, способностей и профессиональных намерений тьютора. Рост компетентности проявляется в расширении знаний, оттачивании навыков деятельности, развитии способностей, усилении настроя на деятельность В деятельности тьютора хорошие навыки и способности значат больше теоретических познаний.

Разработанный в рамках национального проекта «Образование» система «Тьютор» сайта удалённого обучения ПИ ЮФУ, позволяет осуществлять два первых элемента деятельности тьютора из трех, и предназначен для контингента студентов, обучающихся в системе непрерывного и заочного обучения. Данный сайт позволяет внедрять дидактические нововведения, создает условия для практической отработки эффективности, оптимальности, результативности новых педагогических технологий в непрерывном педагогическом образовании, в том числе использование индивидуальных траекторий.

Любой пользователь, зашедший на сайт изначально имеет статус «Гость». Основная задача гостя – ознакомится с тематикой сайта и принять решение надо ли ему регистрироваться в качестве студента? Для того, чтобы начать работу на сайте необходимо зарегистрироваться и получить логин и пароль для доступа ко всем нужным ресурсам сайта. Чтобы начать регистрацию на сайте Вам необходимо перейти на страницу регистрации. Для этого вы нажимаете на кнопку РЕГИСТРАЦИЯ в списке меню в левом углу страницы: Перед вами появится страничка регистрации:

Регистрация на сайте. Шаг 1. Авторизация логина и пароля. Шаг 2. Выполнение заданий. Шаг 3. Отправка выполненного задания на проверку преподавателю Шаг 4. Как посмотреть оценку преподавателя? Шаг 5. Как прочитать комментарий преподавателя и исправить ошибки? Шаг 6. Курс завершён. Что делать дальше? Шаг 7.

Структура страницы задания: Лекционный материал. Здесь преподаватель представляет вашему вниманию лекционный материал в электроном виде: текст со схемами, таблицами, рисунками. На этом этапе вам необходимо его изучить. После чего вы можете перейти к выполнению задания. Список дополнительной литературы. Список дополнительной литературы содержит информацию о том, где ещё вы можете ознакомиться с материалом по данной теме. Задания по теме. Задания по теме содержат вопрос, который вам необходимо рассмотреть и пустые окошки, в которых вы впечатаете ответ. Такое окошко будет расширяться, если ваш ответ будет развёрнутым.

Перед вами появится страничка заданий.

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка. Основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии, психологии развития, отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию. Теоретические, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности, технологии открытого образования и тьюторской деятельности, методы и формы мониторинга образовательной деятельности детей, теорию и методы управления, формирования компетентностей (коммуникативных, информационных, правовых). Современные педагогические технологии продуктивного и развивающего обучения, реализации компетентностного подхода. Принципы проектирования семейно-образовательных программ, особенности функционирования семьи как психологического, культурно-антропологического и социально-образовательного феномена; семьи как ресурса образования и развития ребенка; систему работы с семьей, в том числе в дистанционной форме. Административное, трудовое и хозяйственное законодательство, основы работы с информационными технологиями; правила и нормы охраны труда и противопожарной безопасности.

Варианты использования тьюторства в начальной школе Тьютор класса реализует программу (проект) по созданию условий для появления и реализации образовательной инициативы, развития учебной самостоятельности Образовательные события – место порождения и реализации образовательных инициатив Формирование индивидуальных образовательных маршрутов в пространстве класса, ступени Программы сопровождения детей, имеющих специальные запросы

Варианты использования тьюторства в подростковой школе Тьютор класса реализует программу (проект) по созданию пробно-поискового пространства в образовательной деятельности Составление и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в пространстве возрастной ступени, школы Организация внеурочной и внеучебной деятельности в соответствии с задачами возраста Образовательные события – проба себя, расширение горизонтов и возможностей, выход за границы стереотипных моделей поведения, рефлексия Индивидуальное тьюторство

Варианты использования тьюторства в старшей школе Развитие тьюторской компетенции учителей –предметников Тьютор профильной группы Тьютор – координатор составления и реализации ИОП в пространстве школы, города, региона для группы учащихся Тьюторское сопровождение самостоятельной работы учащихся Реализация тьюторских проектов по расширению образовательного пространства школы (образовательные события, сетевые программы)

Варианты использования тьюторства в дополнительном образовании Формирование индивидуальных образовательных маршрутов в пространстве УДО, открытом образовательном пространстве Программы сопровождения детей, имеющих специальные запросы Программы сопровождения семей (формирование родительско-детских взаимоотношений) Образовательные события как тьюторские проекты Образовательные программы направленные на формирование компетенций самоопределения, целеполагания, проектирования, исследования