Дополнительное образование детей как процесс и результат интеграции формального и неформального образования Золотарева Ангелина Викторовна, д.пед.н., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБУДОД ЦДТ Металлургического района г.Челябинска Данилейко Светлана Михайловна, заместитель директора по УВР Корпоративная информационная система как инструмент.
Advertisements

LOGO 1 Classical University Management System as a Fundamental Factor of Continuous Quality Improvement of Professional Training September, 2012.
Золотарева Ангелина Викторовна, д.пед.н., профессор
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Согласование прав и интересов различных групп обучающихся в рамках нового законодательства об образовании Coordination of rights and interests of different.
МОБУ «Новосергиевская СОШ 3» Интеграция основного и дополнительного образования – современное требование к реализации основной образовательной программы.
Ведущие идеи построения региональной модели сопровождении одаренных детей.
Научно-методическое обеспечение развития системы дополнительного образования детей в Пермском крае в гг Фаязова Альфия Фаритовна, начальник отдела.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Школьное математическое образование. Состояние и перспективы Установочный доклад Конференции 3 Алексей Львович Семенов.
Вариативные модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы дополнительного образования детей в условиях межведомственного взаимодействия.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Министерство образования и науки Пермского края Интеграция основного и дополнительного образования в условиях ФГОС.
«Особенности развития постдипломного образования в инновационном вузе» И.С. Батракова, доктор педагогических наук, профессор.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Федотова Н.А., заместитель директора центра дополнительного образования,
СЕКЦИЯ 1. Неформальное образование как ресурс развития пространства образовательных возможностей ребенка: сущность, миссия, основные субъекты неформального.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы и риски внедрения.
Интеграция общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС.
Транксрипт:

Дополнительное образование детей как процесс и результат интеграции формального и неформального образования Золотарева Ангелина Викторовна, д.пед.н., профессор

Supplementary education for children as process and result of formal and non-formal education integration Angelina Zolotareva, Doctor of Education, professor

процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего, высшего профессионального) образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка Дополнительное образование детей характеризуется как

as a process of mastering the voluntarily chosen type of activity or field of knowledge, that goes beyond the limits of obligatory standard of (general, elementary, primary and higher vocational) education and that lets a child obtain a sustainable need of learning and creating, make the most of him or herself, go through the process of self-determination objectively, socially, professionally and personally. Modern supplementary education is not simply a part of existing general education system, but also an independent source of education, that contributes to the acquisition of key competencies in different spheres of a childs self- determination in life Supplementary education for children is defined as

Предпосылки появления новых требований к развитию ДОД Новые требования к качеству образования, в т.ч. к качеству ДОД; Повышение роли социального заказ на ДОД, развитие механизмов вовлечения детей в систему ДОД. Введение Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования; Развитие государственно-общественного характера управления образованием и государственно-частного характера организации образования; Развитие механизмов интеграции и сетевого взаимодействия в образовании; Требования инновационной экономики, рынка труда к подготовке специалистов в контексте развития техносферы современного общества; И др.

Prerequisites for new requirements to the development of supplementary education for children New requirements to the quality of education in general and the quality of supplementary education in particular; The growing role of the social order on supplementary education, as well as development of mechanisms of involving children into supplementary education system; Introduction of Federal State Standards for General Education (FSSGE); Development of state and public approach to management in education, to constructing education; Development of integration and network co-operation in education; Requirements of innovative economy and labor market to training specialists in the context of development of modern society technosphere; Etc.

Формальные и неформальные черты ДОД Новые требования к качеству результата ДОД; Единые требования к программному и учебно- методическому обеспечению, учебному плану ДОД; Объективная необходимость участвовать в реализации ФГОС ОО; Регламентация квалификационных требований к педагогической деятельности; И др. Отсутствие стандартизированных требований к результатам ДОД; Вариативность, гибкость, многообразие программ с учетом социального заказа на ДОД; Право выбора ребенком содержания, форм, методов организации, места проведения ДОД и др.; Равноправие связей, свобода отношений, комфортная атмосфера; И др.

Formal and informal features of supplementary education for children New requirements to the quality of result of supplementary education; Common requirements to software, training- methodological support system and curriculum; Objective necessity to participate in the realization of the FSSGE; Regulation of qualification requirements for pedagogical activity; Etc. Absence of standardized requirements to supplementary education results; Variativity, flexibility and diversity of programs considering social order on supplementary education; Freedom of a childs choice of content, forms, methods and venues for supplementary education, etc.; Equality of connections, freedom of relations, comfortable atmosphere; Etc.

Ведущий принцип развития ДОД – интеграция формального и неформального образования Модернизация целей образования: расширение спектра комплексных, интегрированных целей образования; Модернизация содержания образования: переход от традиционного содержания к содержанию, соответствующему новым ожиданиям заказчиков образованию; усиление личностной, творческой, практической, социальной составляющих содержания образования; Модернизация подходов к организации образования: гуманизация и демократизация образования, обеспечение детям шанса на успех, разнообразие форм организации образовательного процесса, оптимизация деятельности образовательных учреждений.

The leading principle of supplementary education development is integration of formal and informal education Modernization of educational goals: broadening spectrum of complex and integrated educational goals and targets; Modernization of educational content: transition from traditional content to the one corresponding to new customers expectations; enhancement of personal, creative, practical, and social components of curriculum; Modernization of approaches to organizing education: humanization and democratization of education, ensuring childrens chance for success, diversity of organizational forms of educational process, optimization of educational institutions performance.

Взаимопроникновение сфер образования: общего и дополнительного Дополнительное образование реализуется: В разных типах образовательных учреждений (УДОД, школе, дошкольном учреждении и др.) В разных формах организации образовательного процесса (школа, студия, клуб, лаборатория, ансамбль, секция, кружок и др.) В разных видах интегрированных образовательных программ; Интеграция сфер образования создает новые условия для достижения предметных, метапредметных, личностных результатов Дополнительное образование не может быть изолированным или локальным, оно должно интегрироваться в систему общего образования

Interpenetration of educational spheres: general and supplementary Supplementary education is realized: In different types of educational facilities (institutions for supplementary education for children, school, pre-school establishments, etc.); In different organizational forms of educational process (school, studio, club, laboratory, etc.); In various types of integrated educational programs; Integration of educational spheres creates new conditions for achieving subject, methasubject and personal results. Supplementary education cannot be isolated or local, it should integrate into system of general education

Качество дополнительного образования детей сегодня можно рассматривать через Качество процесса Качество результата Цель Результат

Quality of supplementary education today can be viewed through The quality of process The quality of result Goal Result

Качество процесса ДОД будет обеспечиваться группой следующих требований: Цели ДОД должны соответствовать запросам к системе ДОД со стороны основных заказчиков; Содержание ДОД должно соответствовать целям, современным требованиям к дополнительному образованию; Технологии (методы) организации ДОД должны соответствовать целям, содержанию, современным требованиям к ДОД; Условия ДОД (методические, материально- технические, психологические и т.д.) должны соответствовать целям, содержанию, технологиям и т.д.

The quality of supplementary education process will be ensured by the following requirements: Supplementary education goals should correlate with major customers demands to the system of supplementary education; The content of supplementary education for children should meet goals and modern requirements for supplementary education; Technologies (methods) of organizing supplementary education should satisfy the content, meet the goals, and modern requirements to supplementary education; Supplementary education conditions (methodical, material and technical, psychological, etc.) should correlate with goals, content and technologies, etc.

Качество результата ДОД Результат будет качественным, если он соответствует ожиданиям заказчиков и поставленным целям, при этом адекватно целям должны быть подобраны содержание, формы организации деятельности, необходимые условия. Отслеживание результата не имеет смысла, если мы не соотносим его с целями деятельности и (или) запросами потребителей.

Quality of supplementary education result The result will be of high quality if it meets the customers expectations and set goals, whereas goals should have carefully selected content, organizational forms and necessary conditions. Tracking the results doesnt make any sense, if we dont correlate them with activity goals and targets and (or) customers needs and expectations.

Принцип интеграции раскрывается следующими особенными принципами организации современного ДОД: Принцип дополнительности образования рассматривается как механизм обеспечения полноты и целостности образования: неформальное образование призвано углублять и расширять формальное образование; Принцип личностной детерминации предполагает создание ситуации выбора образования в соответствии с потребностями и интересами детей за счет развития неформальной составляющей образования; Принцип индивидуализации образования предполагает создание условий для максимально свободной реализации каждым ребенком заданных природой задатков, проявления своих возможностей, выстраивание индивидуальных образовательных моделей; Принцип гуманизации формального образования средствами неформального образования обеспечивается через различные формы включения ребенка в деятельность: учет интересов, материального благосостояния при составлении программы деятельности; последовательность прохождения материала, его доступность и посильность; создание ситуации успеха; построение субъектно-субъектных отношений.

The principle of integration is revealed through the following special principles of modern supplementary education: The principle of complementarity of education is viewed as a mechanism of ensuring the integrity of education: informal education is aimed at deepening and broadening formal education; The principle of personal determination presupposes the creation of situations of educational choice in compliance with the needs and interests of children through the development of informal component of education; The principle of individualization of education presupposes creating conditions for free realization of natural deposits in every child, revealing his/her abilities, building individual educational models; The principle of humanization of formal education by means of informal education is carried out through various forms of involving a child into activity: considering interests and material well-being while elaborating the activity program; the sequence of material flow its simplicity and feasibility; creating the situations of success; building subject-subject relations.

Принцип преемственности и непрерывности образования предполагает построение образовательного процесса в двух направлениях: по вертикали, как совокупность последовательных образовательных воздействий на личность в течение жизни (на разных возрастных этапах развития), и по горизонтали, как совокупность одновременных воздействий на личность со стороны различных образовательных каналов (в процессе интеграции разных образовательных учреждений); Принцип диверсификации образования: неформальное образование может компенсировать ограниченность содержания формального образования требованиями стандартов и создать условия для освоения всего многообразия культуры, накопленной человечеством, к которому дети проявляют интерес; Принцип вариативности образования предполагает создание условий для свободного выбора вариантов образовательной деятельности всех участников образовательного процесса: детей – вариантов участия в разных сферах образовательной деятельности и взаимодействия, целей, содержания образования и способов его осуществления; педагогов – собственных моделей построения образовательного процесса; родителей – вариантов участия в деятельности образовательного учреждения.

Principle of succession and continuity of education involves the construction of educational process in two directions: vertically, as a set of sequential educational influences on personality throughout life (at different age stages of development), and horizontally, as a set of simultaneous effects of various educational channels on the personality (in process of different educational institutions integration); The principle of diversification of education: non-formal education can compensate for the content of formal education, limited by the requirements of standards, and create conditions for grasping diversity of culture, accumulated by mankind, in which children are interested; The principle of variativity of education presupposes the creation of conditions for free choice of variants of educational activities of all education process participants: for children – variants of participation in various spheres of educational activity and co- operation, goals and content of education and methods of its implementation; for pedagogues - personal models of building educational process; for parents – variants of participation in educational institution activities.

Каковы механизмы развития развитие современного дополнительного образования ? разработка системы мониторинга качества дополнительного образования с участием потребителей, общественности и работодателей, общественно-профессиональной экспертизы, процедур самооценки; развитие сетевых моделей и межведомственных территориальных социокультурных сред на основе взаимодействия дополнительного образования с общеобразовательными организациями, организациями других ведомств, бизнес-сообществами, общественными организациями; создания сервисов открытого образования в сети Интернет, программ дистанционного обучения детей, сетевых проектных сообществ и др.; развитие механизмов формирования заказа школ на реализацию программ внеурочной деятельности средствами ДОД, ориентированных на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов; создание новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования; создание техносферной инфраструктуры образовательного учреждения, включающей в себя комплекс ресурсов, обеспечивающих качество дополнительного образования, соответствующее требованиям развития современной цивилизации, запросам рынка труда, потребностям личности, общества, государства; разработка концепции подготовки кадров для сферы дополнительного образования в рамках новых ФГОС ВПО (уровня бакалавра и магистра), развитие новых позиций педагога (тьютора, модератора, фасилитатора и др.)

What are mechanisms of modern supplementary education development? Elaborating the system of quality monitoring for supplementary education with participation of consumers, public and employers, as well as social and professional expertise, procedures of self-esteem; Development of network models and intradepartmental territorial sociocultural environments with the basis in co-operation of supplementary education with institutions of general education, business communities and civil society organizations; Creating services of open education in the Internet, programs of distant learning for children, network project communities and others; Development of mechanisms for forming orders on realization of extracurricular activities programs with the means of supplementary education for children, aimed at obtaining subject, methasubject and personal results; Creating new conditions for building individual educational paths in integrating primary and secondary education; Creating technosphere-oriented infrastructure of and educational institution which includes a set of resources, ensuring quality of supplementary education, that meets the needs of modern developed civilization, market, personality, society and the state; Elaborating the concept of professional training in sphere of supplementary education within the framework of new Federal State Standards for Higher Vocational Education (bachelor and master level), developing new positions of a pedagogue (tutor, moderator, facilitator etc.)

Спасибо за внимание! Thank you for your attention!