Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики и психологии
Определение понятий «Внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха» (Педагогический словарь. – М., 1960) «Внеклассная работа – это составная часть учебно- воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых» (Педагогическая энциклопедия. – М., – т.1).
Определение понятий Внеурочная работа – деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
Определение понятий Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства (Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей – М.:ВЛАДОС, 2004, с. 38).
Интеграция основного общего и дополнительного образования Учебная деятельность Дополнительное образование Внеурочная работа Беседы, Экскурсии КТД Уроки Лекции Семинары Клубы, т.о. Занятия по интересам
Интеграция основного общего и дополнительного образования школьные научные общества, элективные курсы, профильная подготовка концерты, выставки факультативы, предметные кружки праздники
Отличительные черты педагогики дополнительного образования детей создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, программы и времени ее освоения, педагога многообразие видов деятельности, удовлетворяющее самые разные интересы, склонности и потребности ребенка личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению личностно-ориентированный подход к ребенку, создание "ситуации успеха" для каждого
Отличительные черты педагогики дополнительного образования детей создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности практикоориентированный подход к организации образовательного процесса признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка
Модели внеурочной деятельности в СОШ 1 уровень: набор кружков, секций, клубов, объединений по интересам 2 уровень: открытая зона поиска в процессе обновления содержания основного образования 3 уровень: тесное взаимодействие общеобразовательной школы и ОУДОД 4 уровень: учебно-воспитательный комплекс (УВК) 5 уровень: Школа полного дня
Особенности развития дополнительного образования в школе создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания осуществление "ненавязчивого" воспитания – благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит "незаметное" формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в учреждениях дополнительного образования детей компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств
Обеспечение образовательного процесса в УДОД Кадровое Методическое Материально-техническое
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся А.К. Бруднов