Автор: Малинина И.К. учитель химии МОБУ Пружининскя сош 8 класс
Цели урока Сформулировать понятие электролиты и неэлектролиты Рассмотреть механизм электролитической диссоциации Ввести понятие степень электролитической диссоциации
Учащиеся должны: Знать: сущность процесса электролитической диссоциации.Уметь: применять понятия: электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидратация ионов и молекул.
Эпиграф Знания, не проверенные опытом матерью великой достоверности, бесплодны и полны ошибок Леонардо да Винчи
Повторение Какие типы химической связи вам известны?типы Какими свойствами обладают вещества?
Типы химической связи ионнаяковалентнаяметаллическая
1 2 Прибор для определения электрической проводимости раствора 1 - раствор, 2 - угольные стержни (электроды) 3 - электрическая лампа, 4 - электрическая сеть 3 4
Классификация веществ электролиты неэлектролиты
Вещества, распадающиеся на ионы в растворах или расплавах и потому проводящие электрический ток, называются электролитами (кислоты, основания и почти все соли, вещества с ионной и сильнополярной ковалентной связью ) Вещества, которые в тех же условиях на ионы не распадаются и электрический ток не проводят, называют неэлектролитами (большинство органических соединений и вещества с неполярными и малополярными ковалентными связями)
Примеры электролитов Кислоты НСl = Н + + Сl -, HNO 3 = H + + NO 3 -. H 2 SO 4 = 2H + + SO 4 2-
Примеры электролитов Основания NaOH = Na + + OH - Ba(OH) 2 = Ba OH -
Примеры электролитов Соли К 3 РО 4 = ЗК + + PO 4 3- NaCl = Na + + Cl -
Распад электролитов на ионы при растворении их в воде называется электролитической диссоциацией NaCl в воде NaCl Na + + Cl - Хлорид натрия ион натрия ион хлора Электролитическая диссоциация
История вопроса Шведский ученый Сванте Аррениус изучал особенности различных растворов и в 1877 году пришел к выводу, что растворы некоторых веществ(кислоты, щелочи, соли) и их расплавы могут проводить электрический ток
История вопроса С.Аррениус, который придерживался физической теории растворов, не учитывал взаимодействие электролита с водой. Русские ученые И.А.Каблуков и В.А.Кистяковский использовали для объяснения этого процесса химическую теорию Д.И.Менделеева о взаимодействии растворенного вещества с водой.
Роль воды в процессе электролитической диссоциации Легче диссоциируют вещества с ионной связью, так как они состоят уже из готовых ионов. При их растворении диполи воды ориентируются противоположно заряженными концами вокруг положительных и отрицательных ионов электролита. Между ионами электролита и диполями воды возникают силы взаимного притяжения. В результате связь между ионами ослабевает, и происходит переход ионов из кристалла в раствор.
Cl - Na + + -
H + Cl - H+H+ Cl - H+H+ + -
Na + OH - Na + OH - Na + OH - + -
Задание 1 Найди себе пару Cl - Ca 2+ Na + NO - Mg 2+ 2H + CО OH - ДВАЖДЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИОНЫ НЕЛЬЗЯ!
Задание 2 Напишите уравнения электролитической диссоциации: Na 3 PO 4 ; HNO 3 ; Ba(OH) 2
Степень диссоциации Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы, к общему числу частиц, находящихся в растворе
По степени диссоциации электролиты сильные слабые
Проверим! 1. Выберите вещества, которые являются электролитами: KOH, H 2 O, H 2 SO 4, глицерин, KNO 3 Объясните, почему вы так считаете.
Проверим! 2. Напишите уравнение диссоциации веществ: FeCl 2, Al 2 (SO 4 ) 3, K 2 CO 3
Домашнее задание § 35 Упр. 1, 2
Литература: 1 Габриелян О.С Химия 8 класс Москва Дрофа 2006 год. 2 Габриелян О.С Настольная книга для учителя Химия 8 класс ;методическое пособие. 3 М.Ю.Горковенко Поурочные разработки по химии 8 класс Москва «ВАКО»2007год 4 Некрасова Л.И 8 класс Карточки заданий к учебнику О.С Габриеляна.Саратов,Лицей 2004