Ученицы 2*в* класса ГБОУ СОШ 171 г. Москвы Коноваловой Дарьи
Медь красновата. Как заходящее солнце. Красивая. И очень податливая. Без усилий, постукивая молоточком по медной проволоке, можно сделать из неё плоскую полоску. Медь-металл, знакомый человеку ещё в глубокой древности. Там где были когда-то жилища древних людей, учёные не раз находили изделия из меди. Тонкие иголки, ножи, зубила, миски, очень много украшений. Когда приборы определили возраст находок, им оказалось почти шесть тысяч лет. В те далёкие времена многие люди ещё ходили в шкурах и с каменными топорами за поясом. Но уже были и такие, которые знали о меди, мастерили из неё поделки. Высоко ценилась медь у древних людей, потому что редко находили они медные камни.
И однажды случилось вот что. В Древнем Египте на берегу Нила жил-был один гончар. Он лепил очень некрасивые горшки. От его работы все люди отворачивались. Думал он, думал – и придумал. Взял зелёный камень малахит, из которого делали украшения, истёр его в порошок. Порошок смешал с водой, получилась кашица. Обмазал он этой кашицей горшки и сунул их в печь. А когда вытащил из печи, глазам своим не поверил. Да так и ахнул. Горшки блестели, отливая сочной зеленью, будто и не из глины сделаны. Вскоре и другие гончары научились такие горшки делать. Но был среди них гончар, который всё путал. Он намазал горшок слишком толстым слоем кашицы и поставил в слишком жаркую печь. И горшок, конечно, развалился. Но зато на черепках проступили маленькие капельки меди. Они застыли и казались красной росой на черепках. Так люди узнали, что в зелёном малахите содержится драгоценная медь.
Оказывается, иногда полезно и ошибаться. За ошибкой может стоять великое открытие. С ошибки гончара началась металлургия. Медь стали выплавлять в печах из особых камней, в которых она находится. Из меди стали делать кувшины, посуду, домашнюю утварь, доспехи египетским воинам. Отделанные медью колесницы египтян наводили ужас на врагов. С тех пор жизнь в Древнем Египте изменилась. Страна превратилась в великую державу. Чтобы доказать своё величие, египтяне строили дворцы, храмы, пирамиды и украшали их золотом и медью. Некоторые из них стоят и поныне и удивляют нас умением древних мастеров. А что, если с теми далёкими временами связано название науки химии? Ведь арабское слово «кеми» означает «Египет». «Египетская наука» -химия? Вполне возможно!
Занимательные химические опыты с медью Опыт первый Что сделать: Налить в стакан немного кока-колы или фанты и положить туда потемневшую от старости медную монету и оставить до утра. Что произойдёт? Монета станет новенькой и блестящей. Почему? Потому что тёмный налёт на монете – это соединение меди и кислорода, который содержится в воздухе. А в кока-коле содержится кислота, которая «выдергивает» атомы кислорода. И медь опять без кислорода чистенькая и блестящая.
Опыт второй. Что сделать? Возьми старую медную монету с тёмным налётом. Залей её нашатырным спиртом. (очень аккуратно – у нашатыря резкий запах). Что произойдёт? Были тёмная монета и бесцветная жидкость – нашатырный спирт. А получились светлая монета и синяя жидкость. Почему? Частички меди, нашатырного спирта и воздуха (кислорода) все вместе сделали химическую реакцию (химики говорят: прореагировали). Получилось новое вещество синего цвета.
Опыт третий. Что сделать? Пусть медная монетка полежит в пепси-коле или уксусе несколько дней. Что произойдёт? Монета покроется красным налётом. Почему? Монеты делают не из чистой меди, а из сплава – смеси меди, алюминия или цинка (это такие металлы). Если кислота долго действует на монету, то частички кислоты «отщипывают» частички алюминия и цинка, остаётся одна медь. А чистая медь красноватого цвета. Надеюсь, что узнав о результатах этих опытов вы задумаетесь, стоит ли пить много пепси-колы, кока-колы и фанты. Будьте здоровы!
Литература: 1. Марина Курячая «Химия в картинках» 2. Занимательная химия. 3. Химия. Школьный иллюстрированный справочник. 4. Энциклопедия для детей. Химия. Аванта.