Составители: Киселева М.Ю. – социальный педагог МБОУ СОШ 19 г.Канска Валова Е.Н. – социальный педагог МБОУ СОШ 18 г.Канска Полоненко С.В. – социальный педагог МБОУ СОШ 5 г.Канска
Ядром деятельности школьных служб примирения являются примирительные встречи конфликтующих сторон в ходе которых обсуждаются способы цивилизованного выхода из конфликта или криминальной ситуации. Школьная служба примирения дает возможность избегать прямых включений взрослых в жизнь детей, так как они сами становятся проводниками цивилизованных способов взаимоотношений. Службу примирения можно рассматривать и как повышение квалификации педагогов в смысле освоения ими способов конструктивной коммуникации, управления конфликтами, обретения веры в возможности детей самим найти выход из проблемы. Опыт внедрения примирительного правосудия, создания школьных служб примирения не распространен в городе. 2
Если в образовательном учреждении создать службу примирения: -восстановительные технологии будут использоваться педагогами в повседневной практике при разрешении конфликтов и криминальных ситуаций; -к проведению восстановительных процедур будут привлекаться члены школьного сообщества, а к деятельности по реабилитации правонарушителя – все субъекты, осуществляющие работу с детьми и подростками группы риска; -будут соблюдаться принципы методологии посредничества (нейтральность, добровольность, конфиденциальность), в результате чего создадим те условия, которые помогут несовершеннолетним: овладеть социальными навыками ненасильственного разрешения межличностных проблем; восстановить отношения, нарушенные в результате конфликта или криминальной ситуации; повысить в сознании подростка роль человека и сообщества, развить чувство ответственности, что в свою очередь будет способствовать профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. 3
Становление службы примирения в образовательном учреждении. 4 Выявить необходимость становления службы примирения в данном образовательном учреждении. Проинформировать участников образовательного процесса о деятельности школьной службы примирения. Разработать и утвердить нормативно-правовую документацию о школьной службе примирения. Определить состав участников ШСП. Обучить участников ШСП. Участники образовательного процесса
Это команда взрослых и подростков 5 Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтов и конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Проводить примирительные программы для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера; Обучить педагогов и школьников методам конструктивного разрешения конфликтов.
Куратор (2 взрослых) Куратор (2 взрослых) Медиаторы- учащиеся Психолог Группа поддержки (подростки) Информаторы - участники образовательного процесса Информаторы - участники образовательного процесса
Количественные: Увеличение количества случаев разрешения конфликтных ситуаций с использованием переговоров. Дополнительное вовлечение учащихся в органы ученического самоуправление на 10 – 20%. Увеличение количества детей группы риска, идущих на примирительные процедуры в случае конфликта, на 30% Увеличение количества учащихся, владеющими активными формами работы и новыми технологиями, на 10%. Положительная динамика количества обращений в службу примирения. Качественные: умения выстраивать взаимоотношения, используя различные коммуникативные технологии; применять цивилизованные способы взаимоотношений новые навыки в социальном взаимодействии; проводить медиации, супервизию; организовывать различные виды деятельности, используя приобретенные знания и умения; анализировать свою деятельность, внедрять эффективные механизмы стимулирования для достижения высоких результатов в деятельности; разрабатывать примирительные программы, создавать и реализовывать новые социальные проекты 7
п/пНаправление финансирования 2012 год2013 год2014 годИтого 1.Оборудование кабинета для школьной службы примирения и информационного центра: мебель, оргтехника, канцелярские товары Организация обучающих семинаров для педагогов и школьников Итого Поддержка администрацией города, УО, ОУ. 2. Привлечение внебюджетных средств. 3. Введение штатной единицы
Мониторинг школьных взаимоотношений. Повышение мастерства медиаторов, создание городского клуба медиаторов. Представление опыта реализации модели становления ШСП в ОУ на городском уровне, участие в конференциях. Налаживание партнерства в рамках образовательного учреждения и города http://aida.ucoz.ru9
недоверие взрослых к возможностям детей самостоятельно разрешать конфликты; негативные оценки, что программа примирения без наказания приучит нарушителей к безответственности; негативный эффект использования примирительных технологий при разрешении конфликта; отсутствие финансовой поддержки. 10
www. sprc.ru www. krskstate.ru www. ya-roditel.ru 11