1 Организация внеучебной деятельности школьников
2 В структуре учебного плана начального общего образования Направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для неё реализации ресурсы Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов
3 Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе Способствует в полной мере реализовать требования ФГОС Внеурочная деятельность включается в вариативную часть образовательного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся Аудиторных занятий не должно быть более 50% Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты
4 Развитие компетентности к обновлению компетенций Личностные Метапредметные Предметные
5 От урока к внеучебной деятельности урок Потребность в самореализации Внеучебная деятельность урок Потребность в самореализации Внеучебная деятельность урок Потребность в самореализации Внеучебная деятельность урок Потребность в самореализации Внеучебная деятельность урок Потребность в самореализации Внеучебная деятельность От урока к внеучебной деятельности урок Потребность в самореализации Внеучебная деятельность урок Потребность в самореализации Внеучебная деятельность урок Потребность в самореализации Внеучебная деятельность урок Потребность в самореализации Внеучебная деятельность урок Потребность в самореализации Внеучебная деятельность
6 Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полно мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
7 Использование раздела «Внеурочная деятельность» Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе Способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных стандартов общего образования Преимущества: предоставление учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения
8 Виды внеучебной деятельности основа разработки и реализации конкретных форм внеучебной деятельности Игровая деятельность Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность
9 Н аправления внеучебной деятельности Содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно полезная деятельность Проектная деятельность
10 Образовательный план начальной школы. Внеучебная деятельность направления / классы Количество часов в неделюВсего IIIIIIIV Спортивно- оздоровительн ое Художественн о- эстетическое Научно- познавательно е Военно- патриотическо е Общественно- полезная деятельность Проектная деятельность ИТОГО 10 40
11 Социальные партнёры Образовательные учреждения Образовательные учреждения дополнительного образования детей Детские общественные организации Организации культуры и спорта В период каникул: тематические лагерные смены летние школы, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей
12 Уровни организации внеурочной деятельности
13 Образовательная программа Образовательное учреждение Учреждение культуры, спорта Учреждение дополнительного образования Совместная программа деятельности
14 Результаты и эффекты Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
15 Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили)
16 Результаты 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
17 Достижение образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей) формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
18 Методический конструктор внеурочной деятельности
19 Методический конструктор внеучебной деятельности С помощью Методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ комплексные образовательные программы тематические образовательные программы образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня образовательные программы по конкретным видам внеучебной деятельности; индивидуальные образовательные программы для учащихся (Образовательные ресурсы. Выпуск 79,ф.7)
20 Разработка программ Ориентация на школьников определенной возрастной группы В определении содержания ОУ руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы учащихся и родителей Программа состоит из: введения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов; описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатов Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены занятия Программы реализуются в рамках класса и в рамках свободных объединений школьников одного возраста
21 Трудности организации ВД Определение ресурсов и взаимодействие ОУ для организации ВД Разработка программ ВД (комплексные образовательные программы, тематические образовательные программы, образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня, образовательные программы по конкретным видам внеучебной деятельности; индивидуальные образовательные программы для учащихся) Сопровождение детей в процессе ВД Определение результатов ВД
22 Критерии оценки Соответствие требованиям ФГОС к структуре, содержанию, условиям организации внеурочной деятельности обучающихся: соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса ориентированность на образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей при проектировании программ внеурочной деятельности соответствие видов внеурочной деятельности, заявленных в учебном плане, требованиям ФГОС обеспечение возможности для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся во внеурочной деятельности использование в полной мере всех необходимых ресурсов методических ресурсов для организации внеурочной деятельности обеспечение возможности для выполнения заявленных требований к результатам конструктивная целостность урочного и внеурочного компонентов образовательного процесса ОУ
23 Второе дыхание школы - Жизнь после уроков…