Лекарственные растения окрестностей школы Авторы: Алавердян Диана и Симонова Мария 9 класс, МКОУ Хуторской ООШ Научный руководитель: Петрова Валентина Федоровна, учитель истории и обществознания, МКОУ Хуторской ООШ
Цель исследования составление списка лекарственных растений в окрестностях школы и выявления растений, которые можно заготавливать.
Задачи исследования: выявить виды лекарственных растений; установить экологическую приуроченность видов; дать биологическую характеристику; определить виды, какие можно заготавливать; по данным литературы описать лекарственное значение каждого выявленного вида.
Методы: маршрутная съемка; работа с определителем растений; поисковая работа.
Актуальность работы. На земле произрастают тысячи разнообразных растений. Среди них - большое количество лекарственных. Благодаря широкому распространению, доступности и ценным свойствам лекарственные растения используются с древнейших времен. Уже три тысячи лет назад в Китае и Египте были известны многие их них. В России лекарственные растения так же применялись издавна. Жители Древней Руси широко использовали травы для лечения различных болезней. Лечением занимались ведуны и знахари. Ученые монахи так же собирали лекарственные растения и лечили ими больных. В последнее время интерес к траволечению заметно возрос, поэтому мы решили исследовать окрестности нашей школы, выяснить, какие лекарственные растения растут у нас и как можно их использовать.
Методика исследования Выбрали 4 маршрута от колодца на опушке леса. 1 на север, азимут 0° 2 на северо-восток, 45°. 3 на восток -90°. 4 на юг-180°. Все виды растений делили на 3 группы: 1) встречаются часто и обильно; 2)умеренно часто; 3) редко. При выполнении работы мы использовали рекомендации данные в статье «Изучение биологического разнообразия в сельской школе». Авторы Б.М. Миркин доктор биологических наук, Башкирского гос.пед.университета, Л.Г. Наумова кандидат биологических наук Башкирского гос.пед.университета. Журнал «Биология в школе» г. Стр Маршрут 1 проходил по густому березовому лесу, здесь определили следующие лекарственные растения: крапиву, березу, вишню, шиповник, чистотел и др. В нашем лесу мы обнаружили заросли одичавшей сливы, яблони, груши, куст крыжовника и черемуху. Это связано с тем, что изучаемый массив березового леса расположен не далеко от заброшенного сада. Это потрудились наши пернатые друзья. Маршрут 2 пересекал не только лес, но и полянки и суходольный луг. Лекарственные растения этого маршрута - помимо берез, шиповника и вишни появилась малина ( работа птиц), прострел, купена, адонис весенний, земляника и чабрец. Маршрут 3 проходил по опушке леса. Здесь в изобилии растут у нас тысячелистник, клубника, кровохлебка, таволога. Маршрут 4 это пустырь. Там преобладают: крапива, пустырник, полынь горькая, горец птичий.
Результаты исследования
Маршрут 1
Маршрут 2
Маршрут 3
Маршрут 4
Систематический состав лекарственных растений
Спектр жизненных форм лекарственных растений Жизненная форма Число видов Дерево3 Кустарник3 Многолетняя трава15 Двулетняя трава1 Однолетняя трава1 Всего23 Распределение видов лекарственных растений по местообитаниям Местообитание Число видов общеев том числе тех, которые можно заготавливать Лес106 Луг44 Пустырь33 Опушки и поляны64
Выводы В результате исследования нами установлено, что в окрестностях школы можно заготавливать молодые листья и почки березы, листья крапивы. Плоды: шиповника, вишни, земляники, клубники. Стебли и листья с цветками: тысячелистника, пустырника, полыни горькой, лопуха большого. Такие растения встречаются редко и нам нужно их беречь.. Нельзя заготавливать лекарственное сырье вблизи дорог, на территории больших населенных пунктов. При использовании лекарственных трав для лечения надо посоветоваться с врачом.