КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день. Познать первобытную культуру нам помогают три науки: археология (на основании материальных остатков деятельности человека), этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).
Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.
Самый длительный период истории человечества и его культуры каменный век (404 тыс. лет до н. э.)- В нем различают три этапа: палеолит (4012 тыс. лет до н. э.), мезолит (128 тыс. лет до н. э.) и неолит (104 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (31 тыс. лет до н. э.). ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций
Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы. Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы. С тотемической мифологией тесно связаны обряды. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.
НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Первые художники земли По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.
НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые « макароны». Самый древний вид петроглифов «макароны».
К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром. ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА.
В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между и годами до н.э. Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений.
Всего 120 лет назад ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. КАК БЫЛА НАЙДЕНА ПЕЩЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ Марселино Саутуола Схема музея-пещеры Альтаира во Франции
КАК БЫЛА НАЙДЕНА ПЕЩЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ Марселино Саутуола Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит.
ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем В пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. Красный бык
ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит. Схема музея-пещеры Альтаира во Франции
Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах.. Пещера Альтаира, открыл Морселино Саутуола
С этого дня начались злоключения Саутуолы. Его обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны его другом - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита. ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит.
Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски, добился удивительной живости и объемности рисунков.
вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства. Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились.
Особенности живописи палеолита -Изображения очень реалистичны, точны в деталях. -Передаётся динамика движения. - в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека.
Особенности живописи палеолита - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. - использование широкой палитры красок - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!
ПЕЩЕРА ЛАСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит Официальный сайт пещеры Ласко (Министерство культуры Франции) Официальный сайт пещеры Ласко (Министерство культуры Франции) (фр.) xml xml Официальный сайт Ласко II виртуальная экскурсияОфициальный сайт Ласко II виртуальная экскурсия (англ.), (фр.), (исп.) Пещера Ласко на Карте франции План пещеры Ласко
ПЕЩЕРА ЛАСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ 12 сентября 1940 г. четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру. Сцена в «кошачьем лазе».
Ротонда с быками Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервирована и вскоре её копия была воссоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2. ПЕЩЕРА ЛАСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит
Ротонда с быками Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают крупных рогатых животных: быков, антилоп Гну.
КОЛОДЕЦ Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны и более условные, чем рисунки зверей. Это вызвано жизненной необходимостью. Изображение человека и бизона в «шахте»
ПЕЩЕРА ЛАСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит Гравированный северный олень в «апсиде».
В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска. ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ
В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени «Сражающиеся лучники».
КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит. Сама пещера известна давно. В 1760 г. она описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Среди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.
Горы ДРАКЕНСБЕРГ, ЮЖНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.
ПЕЩЕРА НЬО. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. Рисунок углём
ПЕЩЕРА ШОВЕ. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. Одна из последних сенсаций. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. Подробное исследование займет не один десяток лет. Уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. Первые наблюдения существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет).
Рождение скульптуры Два бизона Древнейшие люди были первыми скульпторами: в камне и глине воссоздавали хорошо знакомый им мир.
В 1908 г. австрийские археологи в районе городка Виллендорф нашли 11- сантиметровую женскую фигурку из известняка, получившая название «Венера из Виллендорфа». Выполнена в каменном веке, а точнее примерно 25 тысяч лет назад. «ВЕНЕРА ИЗ ВИЛЛЕНДОРФА»
«Ни грацию, ни стройность юного женского тела хотел передать первобытный скульптор, а силу, грузную животрепещущую силу родоначальницы и охранительницы очага. Это первые известные нам творения рук человеческих, прославляющие материнское начало». Лев Любимов
«ВЕНЕРА ИЗ ВИЛЛЕНДОРФА»
« ВЕНЕРА ИЗ ВИЛЛЕНДОРФА» Спираль символ жизни и воды. Природный цикл «жизнь смерть воскресение» скрыт в двойственном характере движения по спирали: направление сверху вниз, извне вовнутрь означает смерть; движение снизу вверх, изнутри наружу означает жизнь. Спираль как символ воды ассоциируется со змеей, связанной с ритуалом вызывания дождя и плодородия. Змея, кусающая себя за хвост и тем самым образующая круг, воплощает идею непрерывности природного цикла, единство мира земного, хтонического (змея) и небесного (круг).
Терракотовая фигурка человека эпохи неолита Квадрат является знаком материального мира, ориентированного по четырем сторонам света. Треугольник вершиной вверх символ огня и созидательной мужской силы, вершиной вниз воды, плодородия и женского начала. Крест отражает ориентацию в пространстве по вертикали, соответствуя образу мирового древа, и по горизонтали, символизируя землю. Он объединяет противоположные начала: мужское и женское, духовное и материальное, вечное и преходящее. Место пересечения его перекладин обозначает источник энергии, дающий развитие миру во всех направлениях.
Большой мраморный женский идол с Кикландских островов. Около гг. до н.э. КИКЛАДСКИЕ ИДОЛЫ В то же время горизонталь символизирует смерть, пересекающую вертикаль жизнь. Особой разновидностью креста, концы которого сломаны в одну сторону, является свастика знак движения, непрерывности жизни (превращение жизни в смерть и смерти в жизнь), смены времен года.
Кикладский идол датируемый конечной стадией неолита, около гг. до н.э. Мрамор. КИКЛАДСКИЕ ИДОЛЫ Ключевое место в искусстве неолита вновь занял образ Богини-матери. Но в отличие от палеолита он характеризовался предельным схематизмом форм и обретением антропоморфных* черт, о чем свидетельствуют статичные мраморные изваяния с острова Парос и идолы с Кикладских островов, напоминающие по форме виолончель.
Сидящий арфист. Мрамор. Сидящий арфист Раннекикладский период I - II. Около гг. до н.э. Т.н. > фигуры среди кикладских идолов встречаются крайне редко, это - самые ценные и впечатляющие образцы скульптуры этой культуры. …большие сомнения в подлинности. КИКЛАДСКИЕ ИДОЛЫ
Сидящий арфист. Мрамор. Сидящий арфист Раннекикладский период I - II. Около гг. до н.э. Т.н. > фигуры среди кикладских идолов встречаются крайне редко, это - самые ценные и впечатляющие образцы скульптуры этой культуры. …большие сомнения в подлинности. …мускулистые руки, различимые пальчики, которыми он вцепился в как-то странно вырастающую из его плеча >, особо трогательные ушки, тщательно смоделированные губки, глазные впадины, нос, а главное - все это в прекрасной сохранности. КИКЛАДСКИЕ ИДОЛЫ
КОСТЕНКИ Село в 40 км. от Воронежа. Россия Изображение мамонта из мергеля со следами раскраски красной охрой. Возраст стоянки: 22– 23 тысячи лет. Изображение мамонта
Благодаря небольшим женским фигуркам позднего палеолита, обнаруженным на раскопках в Костенках, это село под Воронежем стало знаменито на весь мир. КОСТЕНКИ Село в 40 км. от Воронежа. Россия Бусины из белемнита, возраст которых составляет 36 тысяч лет.
КОСТЕНКИ Село в 40 км. от Воронежа. Россия Венеры палеолита Статуэтка из известняка (в центре). Высота 10,2 см. Возраст стоянки: 22– 23 тысячи лет. Две статуэтки из бивня мамонта. Высота 11,4 см (слева) и 9,0 см (справа). Возраст стоянки: 21–23 тысячи лет.
Верхняя часть костяной лопаточки с фигурным навершием и геометрическим орнаментом на гранях (вверху). Костяные нашивки-украшения на одежду (внизу). Возраст стоянки: 22– 23 тысячи лет. КОСТЕНКИ Село в 40 км. от Воронежа. Россия Мелкая пластика позднего палеолита
Подобные каменные изваяния Богини-матери, призванные влиять на плодородие и урожайность, созвучны каменным столбам мегалитам, стоящим отдельно или группами, с каменным перекрытием или без него.
Мегалитическое захоронение в Бретани Мегалиты (от греч. μέγας большой, λίθος камень) доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединенных без применения цемента или известкового раствора. В предельном случае это один модуль (менгир).
Служил местом культа. Менгир - один из видов доисторических (мегалитических) памятников. Менгир - неотесанный одиночный вертикально стоящий камень до 20 м высотой, на котором иногда высечены таинственные знаки. Менгир. Стоунхедж.
Кромлех группа менгиров, образующая круг или полукруг. Менгир и кромлех - связанные с культом плодородия. Их фаллическая форма читается как символ жизни.
Дольмен сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней (похоже на ворота). Его архитектурная конструкция вертикальные опоры, перекрытые горизонтальной плитой, символизирует смерть.
Строители дольменов, иллюстрация «Анналов Дренте», Йохан Пикардт, 1660
Такие огромные каменные глыбы присутствуют в культовом сооружении мегалите Стонхендж («висящие камни») в Англии, создавая особую ритмическую композицию.
Огромное плоское пространство земли очерчено по кругу рвом и валом.
1 «Алтарь»; 2, 3 курганы с камнями, 4 «Плаха»; 5 «Пяточный камень»; 6 два камня, ранее стоявшие на курганах, аналогичных 2 и 3; 7, 8, 9 отвалы земли и ров; 10 «Авеню» (вход); 11, 12 два кольца лунок, выкопанных сравнительно «недавно»; 13 лунки Обри; 14 малый вход.
Внутри этого круга, повторяя его очертания, расположены два каменных кольца. Внешнее каменное кольцо составляют вертикальные пятиметровые монолиты, промежутки между которыми едва превышают один метр. С одного каменного столба на другой перекинуты каменные балки.
Второе кольцо состоит из голубоватых каменных столбов первообраза колонны. Внутри этого круга пять мощных проходов из грубо обработанных камней с перекладинами напоминают подкову, как бы воткнутую под углом в землю. Такому впечатлению способствует разная высота ворот, нарастающая от краев к центру.
«Подкова» обрамляет центральный камень алтарь.
От алтаря абсолютно прямая дорога выводит к огромному валуну, лежащему за пределом каменных колец, рва и вала. Валун, из-за которого (если смотреть от алтаря Стонхенджа) в день летнего солнцеворота поднимается солнце, дает основание считать мегалит первым доисторическим архитектурным сооружением, посвященным солнцу.
Он не только воспроизводит форму солнечного диска, но и служит для магического влияния на природу. Связь с магией, обеспечивающей жизненный цикл, просматривается в особом ритме вращения композиции по спирали от центральной сакральной точки, откуда рождается жизнь и произрастает мировое древо, через каменные кольца и вал к внешнему кругу рва.
Отдельно стоящие камни простейший образ оплодотворяющей силы солнечного луча, символ мужской потенции. Параллельно расположенные каменные столбы, соединенные поперечными балками, возможно, также соотносятся с магическим ритуалом плодородия, ибо воспроизводят знак, обозначающий созвездие Близнецов. Это созвездие является отражением близнечных мифов о чудесных существах, влияющих на изобилие. Квадраты символ целостности материального мира, вписанные в круг символ неба, означают упорядочение мира и переход от хаоса к космосу.
Горизонталь дольмена и вертикаль менгира воплощают идеи смерти и жизни и соотносятся с главными культами первобытности культом предков и культом плодородия. Чемпионат по квиддич… То есть языческие церемонии в Стоунхендже. Рисунок 1820 года.
Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений, хищных зверей. В отличие от древнейших людей «человек разумный» хотел понять, почему сверкает молния и загорается лес, от чего зависит урожай дикорастущих плодов и ягод, рост поголовья промысловых зверей. Естественных причин явлений природы люди не знали.
У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности.
Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте.
В чем заключалось мастерство первых художников? 1.владение рисунком и красками; 2.объемное изображение животных; 3.соблюдение пропорций; 4.детальное воссоздание образов; 5.передача индивидуальных особенностей животного; Древний художник научился: 1.Запечатлевать окружающее в рисунке 2. Отражать мир в красках 3. Передавать образы в объеме
В искусстве древних людей «были идеи, скреплявшие первобытную общину, жажда жизни, радость борьбы за нее и воля к победе человека над стихией… Это радостное, полное жажды жизни детство искусства». А. П. Окладников Выводы:
Древний человек – человек разумный, создал живопись и скульптуру еще до появления земледелия и скотоводства, раньше, чем изобрел письменность, построил города. Такова была его потребность в творчестве.
Первобытный человек «уже близок нам, во многом уже похож на нас, в искусстве его в самых совершенных своих проявлениях – взмах крыльев, столь мощный и столь высокий, что рождает трепет в нашей душе…». Лев Любимов
КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ Расписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Санкт- Петербург. Эрмитаж Особая область первобытного искусства – орнамент. В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия.
КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.
Современная живопись австралийских аборигенов
Тотемизм религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин впервые употреблён Лонгом в к. XVIII в., заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая первобытная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы, а иногда и индивид оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по видимому, древними) тотемами были животные.
Интересные статьи: Загадка Венеры каменного века Венера ледниковой эпохи Венера из Костенок Галанин А.В. Люди ледникового периода В.А. Чудинов Венеры палеолита и энеолита (Расшифровка славянского слогового и буквенного письма) Искусство и религия Коллекция Кикладской культуры Музея МЕТРОПОЛИТЕН. Нью-Йорк То, чего не может быть Доисторические артефакты
"Колдун" из пещеры Трех Братьев во Франции. Существо, похожее одновременно на полуоленя и на получеловека. Современный обряд северных охотников