Мониторинг учебной успешности в начальной школе
Исходное понятие компетенции – содержит несколько интуиций: социально релевантное (осмысленное) действие (деятельность) зрелая форма человеческой способности («умение высшего порядка») отсроченный и косвенный образовательный эффект (этому не учат) сложная и мультипредметная культурно-психологическая структура
По сути мы игнорировали заключительную стадию во всех образовательных циклах
Проект DeSeCo The definition and Selection of key Competencies Определение и отбор ключевых компетенций
Три категории ключевых компетенций Использовать средства в контексте взаимодействий (язык, технологию) Взаимодействовать в гетерогенных группах Действовать автономно Рефлексивно овладевать культурными средствами действия, чтобы продуктивно участвовать в жизни общества и развивать свою идентичность
Три категории, задающие нормативное пространство целей для всех образовательных ступеней Категория 1: Интерактивное использование средств (орудий) 1-А. Способность интерактивно использовать язык, символы и текст 1-В. Способность интерактивно использовать знания и информацию 1-С. Способность интерактивно использовать новые технологии (информационные, коммуникационные) Категория 2: Взаимодействие в гетерогенных группах 2-А. Способность хорошо относиться к другим 2-В. Способность действовать в кооперации 2-С. Способность регулировать и разрешать конфликты Категория 3: Автономное действие 3-А. Способность действовать, удерживая крупный план (предельный контекст) 3-В. Способность намечать и реализовывать жизненные планы и личные проекты 3-С. Способность защищать и утверждать права, ограничения, интересы и потребности
Б.БлумСимоновИ.Я.ЛернерPISA (math) Различение ЗнаниеЗапоминание Опознание объекта усвоения / воспроизведение информации (знаний) об объекте Понимание ПрименениеПростейшие умения и навыки Воспроизведение способов деятельности и применение знаний в знакомой ситуации / применение знаний по образцу, включая легко опознаваемые вариации образца Воспроизведение, определения, вычисления: знание фактов, воспроизведение свойств, узнавание эквивалентных математических объектов, выполнение стандартных процедур, использование стандартных алгоритмов и развитие технической стороны алгоритмических умений АнализПереносТворческое применение усвоенной информации (знаний и умений) в новой ситуации / Перенос… Связи и интеграция с целью решения поставленной проблемы: установление связей между различными областями, разделами, темами математики и интеграция их материала с целью решения несложных задач Синтез Видение проблемы в знакомой ситуации. Видение новой функции объекта. Определение структуры объекта (проблемы). Видение альтернативы решения или его способа. Комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новый применительно к возникшей проблеме» Математизация, математическое мышление, обобщение, интуиция: математизация предложенной ситуации; самостоятельная разработка, анализ и интерпретация математической модели ситуации; разработка способа решения; аргументация, доказательство; обобщение; критическое мышление, рассуждение. Оценка
Глубинным основанием для выделения уровней, обозначающих качество образовательных результатов, всегда выступает представление о сущности и закономерных этапах образовательного процесса
Уровни ассимиляции способов действия Пройденная учебная программа Рефлексивный Действие с пониманием – ориентация на существенное отношение, определяющее способ действия Репродуктивный Действие по образцу – ориентация на внешние его характеристики: правило, алгоритм Функциональный Свободное действие – ориентация на поле возможностей способа
Волна ассимиляции средств/способов Функциональ- ный Предметный уровень Формальный уровень Пройденная часть учебной программы
Образцы задач мониторинга по математике I. Сколько квадратных сантиметров составляет площадь прямоугольника ABCD? II. Измерь площадь заштрихованной фигуры на рис.1, используя в качестве единицы измерения площадь фигуры на рис. 2. Запиши получившееся число. III. Измерь площадь большого треугольника, используя в качестве единицы измерения площадь маленького треугольника. Запиши получившееся число. А В D C 1 см 2 Рис. 1 Рис. 2
Профили классов по математике 1 уровень 2 уровень 3 уровень 100% 80% 60% 40% 20% 0% Класс А Класс B
Ре ша ем ост ь (%) Ре ша ем ост ь (%)