Конева Раиса Ивановна – учитель математики высшего уровня квалификации первой категории Образование: высшее, ЦГПИ, 1989 год Стаж работы: 39 лет
Тема опыта: Тестовый контроль знаний на уроках математики Цель опыта: Апробировать и внедрить в учебный процесс эффективный тестовый контроль знаний на уроках математики, позволяющий качественно оценить и измерить уровень знаний учащихся, и на основе этого строить дальнейшую коррекционную работу
Основные функции тестовых заданий Проверка знаний и умений учащихся на разных этапах урока Побуждает к активизации умственной деятельности Вырабатывает сознательное отношение к регулярному труду Выявляет уровень успеваемости Повышает учебную дисциплину Степень усвоения учебного материала Полнота, глубина, сознательность, прочность знаний
Методы проверки знаний учащихся Традиционный метод проверки знаний (5-ти бальная система) Не опирается на объективные методы педагогических измерений; «качество» знаний трактуется произвольно; Оценку выставляет педагог, поэтому не исключён «человеческий фактор»; Недостаточно оптимален при устном ответе: некоторая часть учеников отключается от участия в учебном процессе. Нетрадиционный метод проверки знаний (тестовый метод) Возможность получить значительную информацию об уровне знаний; Равные для всех испытуемых условия и возможности; Возможность сиюминутного результата об уровне знаний у 100% учеников; Исключается «человеческий фактор»; Лучше поддаётся статистической обработке; Характер вопросов определяется спецификой и логикой учебного предмета; Возможность проверки качества самих тестов математико-статистическими методами.
Формы тестовых заданий Задания с выбором правильного ответа Задания с дополнен ием (задания открытой формы ) Задания на установ ление правильного соответствия Задания на установ ление правильной последовательности В заданиях – правильный только один ответ, не допускается различное толкование Ответ вписывает сам ученик в определённом месте В заданиях элементам одного множества можно поставить элементы другого множества Задания, где любой фрагмент хорошо алгоритмизируется, чтобы установить правильную последовательность действий, вычислений
Виды избирательных тестов Избирательные тесты Тесты альтернативные Тесты на систематизацию Тесты на припоминание и дополнение Тест перекрёстного выбора Тесты идентификации Тесты множественного выбора
Альтернативные тесты Ученик должен ответить на предложенный вопрос «да» или «нет» Примеры вопроса альтернативного теста: Является ли Правильная четырехугольная призма параллелепипедом? Да, нет (верное подчеркнуть) Делится 3521 на 9? Если Д>0, то квадратное уравнение имеет два корня? Параллелограммом является ромб?
Тесты на систематизацию Используются для определения знания учащимися алгоритмов различных процессов, умения упорядочить те или иные понятия по определенному признаку Пример: Расположите номера нижеследующих многогранников в порядке возрастания числа их вершин. Параллелепипед. Шестиугольная пирамида. Тетраэдр Октаэдр Пятиугольная усеченная пирамида.
Тесты на припоминание и дополнение Ученику предлагается сложный тест, в котором пропущены отдельные числа, слова, формулы или выражения. Он должен заполнить пропуски. 1. Сторона треугольника, лежащая против прямого угла, называется … Это характерный пример из линейного программированного пособия. Ученик должен припомнить и вписать название соответствующей стороны. 2. Дана функция Х – 10Х + 2 Область определения этой функции – интеграл … График этой функции – кривая, называемая … пересекает ось Ох в точке Оу в точке … Так как знак коэффициента при старшем члене … ветви кривой направлены … Координаты вершины кривой … Функция принимает положительные значения в интервалах, … и отрицательные в … Функция возрастает в … и убывает в …
Тесты перекрестного выбора Пример: Установите соответствие между количеством граней многогранников, названных в левой колонке, с числом в правой. 1. четырехугольная пирамида октаэдр икосаэдр Додекаэдр Параллелепипед 5. 6 Ваш ответ:
Тесты идентификации, Вместо словесных или числовых ответов приводятся схемы, графики, диаграммы, чертежи и т.д. Ученик должен распознать изображения и пронумеровать их в соответствии с условием. Пример: Установите существует ли соответствие: 1. S = a * b А) S треугольника 2. S = a& Б) S трапеции 3. S = ½ a * h В) S параллелограмма 4. S = ½ a * (a + b) *h Г) S ромба 5. S = AC*BD/2 где AC и BD диагонали Д) S квадрата 6. S = a*h Ж) S прямоугольника
Тесты множественного выбора Предлагают выбор ответа из числа нескольких предложенных. Например: Площадь прямоугольного треугольника равна 36 кв.см, а один из его катетов – 8 см. Другой катет (в см.) равен: А) 6 В) 9 С) 12 D) 4 Е) 3
Мониторинг качества знаний учащихся 8 «А» класса по математике за годы
Результаты апробации тестового контроля Чтобы убедиться в том, что систематический тестовый контроль знаний учащихся повышает их учебную дисциплину, побуждает к активизации умственной деятельности по усвоению материала, способствует выработке сознательного отношения к регулярному труду и, в конечном итоге, к повышению качества знаний, я начала апробацию тестового контроля в учебном году в 5 «А» классе. Мониторинг качества знаний учащихся за три года стабильно показывает положительную динамику роста. Это подтверждает гипотезу моего опыта.