Исследовательская деятельность учащихся в обучении химии Автор: Мещанинова И.А., к.п.н., учитель химии лицея 1553 «Лицей на Донской»
Мои приоритеты в профессии учителя Развитие интереса к явлениям природы Обучение навыкам естественнонаучного мышления на материале химии Воспитание уважения к увлеченному труду вообще и к научному творчеству, в частности Выявление и уважение личностных особенностей в процессе познавательной деятельности
Учебное исследование Проблемное обучение Активизация познавательной деятельности Личностная окраска целей и задач обучения
Исследовательское обучение опора на бескорыстную любознательность (И.П. Павлов) самостоятельная творческая деятельность учащихся освоение новых способов деятельности в процессе поиска неизвестного
Учебное исследование На уроке Во внеучебное время В экспедиции
Исследование на уроке 1.Материал обусловлен программой 2.Цель исследования: ориентирование в теме обозначение узловых проблем дальнейшей работы
Темы учебных исследований на уроках химии Изучение веществ и их взаимодействий (8, «Первоначальные химические понятия) Исследование свойств соли, воды и их растворов, затем - выявление свойств раствора электролита и неэлектролита Обнаружение особенностей окислительно- восстановительных свойств серной, азотной кислоты Сравнение свойств органического и неорганического вещества (9, начала органической химии) Сравнение свойств двух органических веществ (10, теория строения органических веществ)
Исследование во внеурочное время (факультатив, специализация, курсовая работа) 1.Материал не ограничен программой 2.Цель исследования: изучить заинтересовавший объект или явление
Структура исследования учащихся в рамках специализации Основа для выбора темы – изучение теорий, работа с научно-популярной литературой, химический практикум, материалы экспедиций Выбор и освоение методики исследования Сопоставление и объяснение полученных результатов (наиболее сложный этап), построение моделей явления Выводы
Темы курсовых работ учащихся «Неправильные» реакции Роль кислоты при взаимодействии с основным оксидом Брожение углеводов Природные красители Цвет веществ Химический состав воды озера Вялозеро и предположение его происхождения
Исследование в экспедиции Материал – окружающие объекты и явления Цель исследования – описать и структурировать объект
Исследования в экспедиции I. Подготовительный этап: 1.Изучение особенностей местности 2.Сбор справочников, методической литературы по возможным естественнонаучным наблюдениям II. «Обживание» местности и выбор тем Примеры: муравейники острова; комплексное описание острова; анализ химического состава воды озера, горные породы и т.д.
Спасибо за внимание
Роль ученика в учебном процессе Ученик - экскурсантУченик - исследователь
Преимущества учебного исследования в обучении 1.Интрига «я – открыватель» 2.Создание «своего» пространства 3.Субъектно- субъектные отношения между учеником и объектом исследования (изучения)