Основным физиолого - педагогическим требованием урока физической культуры является получение тренировочного эффекта, который заключается в повышении функциональных возможностей различных органов и систем и в развитии адаптации организма к физическим нагрузкам.
Тренировочный эффект возникает, если физическая нагрузка выше повседневной. При выборе нагрузки необходимо учитывать : 1. функциональные возможности организма ; 2. возраст ; 3. пол ребенка.
Для эффективного нормирования и управления уроком физической культуры необходим физиологи - педагогический контроль, позволяющий оценить эффект нагрузки и функциональное состояние организма.
Используют следующие виды контроля : 1. Оперативный контроль предназначен для регистрации функциональных изменений организма под влиянием одного упражнения, серии упражнений и урока в целом ; 2. Текущий контроль предусматривает регистрацию нагрузок и их влияние на организм за несколько уроков (5 – 10 уроков ); 3. Этапный контроль заключается в регистрации нагрузок и и их влияние на организм на протяжении нескольких месяцев и всего учебного года.
В диагностике функциональных изменений возникающих под влиянием физических нагрузок, особое место занимают показатели сердечно - сосудистой системы, являющиеся важным звеном адаптации организма к различным воздействиям внешней среды.
Показатели, характеризующие функциональное состояние сердечно- сосудистой системы. Артериальное давление Сердечный выброс Частота сердечных сокращений
АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ – давление, которое кровь, находящаяся в артерии, оказывает на ее стенку. Оно необходимо для продвижения крови по всему сосудистому руслу организма. Систолическое (САД) или максимальное артериальное давление (мм рт. ст.). Диастолическое (ДАД) или минимальное артериальное давление (мм рт. ст.) Пульсовое (ПД) артериальное давление (мм рт. ст.) Систолическое (САД) или максимальное артериальное давление (мм рт. ст.)
Сердечный выброс характеризует : 1. Систолический объем крови ( СОК, мл ) – это количество крови, выбрасываемое желудочками за одно сокращение. Рассчитывается по формуле Старра : СОК = [ ( ,5 × ПД ) – (0,6 × ДАД )] – 0,6 × А
2. Минутный объем крови ( МОК, л / мин ) – это количество крови, выбрасываемое сердцем за одну минуту. Определяется по формуле : МОК = СОК × ЧСС / 1000
Адаптационный потенциал ( АП ) системы кровообращения используют для оценки функциональных резервов сердечно - сосудистой системы организма и определения ее приспособительных реакций к тренировочным нагрузкам. Определяют по формуле : АП ( в баллах ) = 0,011 × ( ЧСС ) + 0,014 × ( САД ) + 0,008 × ( ДАД ) + 0,014 × ( В ) + 0,009 × ( МТ ) – 0,009 × ( Р ) – 0,27; В – возраст испытуемого ( в годах ); САД – систолическое артериальное давление, ( мм рт. ст.); ДАД – диастолическое артериальное давление, ( мм рт. ст.); ЧСС - частота сердцебиений, ( уд / мин ); МТ – масса тела ( кг ); Р – рост ( см )
Применение системного подхода в оценке уровня функционирования системы кровообращения, по данным АП позволяет : 1. выделить группы школьников с разным уровнем здоровья ; 2. определить потенциальную способность организма адаптироваться к учебному режиму школы и физическим нагрузкам ; 3. выявить величину и направленность изменения уровня здоровья, физической тренированности при динамическом наблюдении ; 4. принять решение о дифференцированном допуске к занятиям физическими упражнениями или необходимости углубленного врачебного обследования ; 5. определить характер рекомендаций и необходимых профилактических мероприятий с учётом группы здоровья детей и подростков.
С помощью данного метода устанавливается донозологический диагноз в следующих вариантах : Уровень функционирования системы кровообращения Оценка АП ( в баллах ) Удовлетворительная адаптация не более 2,1 Напряжение механизмов адаптации от 2,11 до 3,2 Перенапряжение механизмов адаптации 3,21 – 4,3 Срыв адаптации 4,31 и более