Тема : «Зимнее утро». Автор: Титова Алевтина Петровна, г. Северобайкальск, учитель начальных классов, МОУ лицей 6. Дидактическая направленность: объяснение нового материала. Формат документа: презентация (*.ррt ). В работе использованы : МS Wоrd, МS Power Point, Internet Explorer, сканированные рисунки, материалы Интернет. Целевая аудитория: ученики третьего класса, учителя предметники. Объём работы: 14 слайдов.
Отгадайте загадки. Всё белым- бело сегодня И светло, хоть солнца нет С неба сыплется холодный Белый- белый, мягкий (….) Без досок, без топоров Через речку мост готов. Мост, как синее стекло: Скользко, весело, светло. Какой это мастер На стёкла нанёс И листья, и травы, И заросли роз ? Дел у неё немало: Белым одеялом Всю землю укрывает, В лёд реки убирает, Белит поля, дома. Зовут её (….) О каком времени года пойдёт речь на сегодняшнем уроке ?
«Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов…»
Великий русский поэт А.С. Пушкин
А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в г. Москве в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных.
В семье было трое детей: Ольга, Александр, Лев. Обучением и воспитанием детей, как было принято в те годы, занимались домашние учителя и гувернёры. Они привили детям любовь к французскому языку и чтению. Ещё в пятилетнем возрасте Саша Пушкин делал первые шаги в стихотворчестве, а, когда стал учиться в лицее, стал настоящим поэтом среди лицеистов. Но всю жизнь в сердце поэта был дом в с.Михайловском, и под окном этого дома ждала его любимая няня Арина Родионовна, чьи песни и сказки всегда помнил поэт.
«Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня…»
А.С.Пушкин «Зимнее утро» (послушайте стихотворение )
1.Прочтите стихотворение сами. 2.Выделите непонятные вам слова и словосочетания. Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный- Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела- А нынче … погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском трещит Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
Словарная работа: «…сомкнуты негой взоры…» «…навстречу северной Авроры …» «…вечор, ты помнишь…» «…на мутном небе мгла…» «…янтарным блеском озарена…» «…приятно думать у лежанки…» «…кобылку бурую запречь…» «…предадимся бегу нетерпеливого коня…» «…навестим поля пустые…»
Подумайте: К кому обращается, по-вашему, поэт в этом стихотворении? С чем автор сравнивает снег? От чего «…вся комната озарена янтарным блеском»? Что приятнее поэту, чем «…думать у лежанки»? Что говорит Пушкин о лесе? Почему ? Как пишет поэт про луну? О чём автор говорит «… милый для меня?»
Какие строки из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», по-вашему, подошли бы к этим кадрам?
А теперь прослушайте пьесу П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Декабрь. На тройке». Представьте картины, которые вам подсказывает музыка. Какие картины вы представили?
«Наше слово – зерно брошенное в душу.» В.Бианки Стихи Александра Сергеевича Пушкина - это зёрна, брошенные в души читателей. В них появляются и крепнут ростки светлой любви к родной природе, к русской поэзии, ко всему прекрасному.