Курс по выбору «Решение химических задач разными способами»
Цели: расширение знаний учащихся о способах решения химических задач; формирование умений грамотного и рационального решения задач.
Задачи: создать условия для подготовки к экзамену по выбору в любой форме; предоставить учащимся возможность реализации химико-математических способностей; способствовать развитию логического мышления; развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добыть знания, выбирать наиболее удобный способ расчёта.
Программа курса Введение (1ч) Ознакомление с программой курса. Требования к оформлению задач, правильное написание обозначений физико-химических величин, знаков, формул, единиц. Демонстрации: греческий и латинский алфавиты. Учащиеся должны уметь: записывать краткое условие задачи; грамотно оформлять решение; правильно обозначать и применять физико-химические величины и их единицы.
Вычисления по готовым формулам (3ч) Вычисление массовой доли элемента в веществе, вещества в растворе, смеси. Нахождение объёмной доли газообразных веществ, относительной плотности газов. Вычисления, связанные с понятиями: количество вещества, молярная масса, молярный объём, число структурных единиц. Закон Авогадро и его следствия, молярная доля, выход продукта. Демонстрации: транспарант с формулами, применяемыми при решении задач. Учащиеся должны уметь: применять понятия: массовая доля, объёмная доля, относительная атомная и относительная молекулярная массы, молярная масса, молярный объём, относительная плотность газов, молярная доля вещества в смеси, средняя молярная масса смеси, а также закон Авогадро и его следствия; выбирать нужную формулу для решения данной задачи; выражать нужную величину из исходной формулы; решать задачи по формулам; применять формулы при решении задач по уравнениям реакций.
Решение задач с использованием пропорции (4ч) Пропорциональная зависимость: установление пропорциональной зависимости, составление пропорции и её решение. Объяснение сущности химического процесса. Решение задач, если одно из веществ взято в избытке, если дано вещество с примесями. Закон Гей-Люссака, закон сохранения массы. Учащиеся должны уметь: составлять пропорции и решать их; применять закон сохранения массы и закон Гей-Люссака при решении задач с участием газообразных веществ; определять, какое из веществ дано в избытке.
Алгебраический способ решения задач (2ч) Применение этого способа при решении задач: на приготовление раствора заданной концентрации путём смешения растворов других концентраций; на вычисление содержания изотопов в элементе; на определение содержания двух веществ в смеси по количеству осадка или по объёму газа, полученного в результате реакции. Учащиеся должны уметь: записывать алгебраические обозначения, выражать через алгебраическое обозначение химические величины; составлять уравнения с одной или двумя переменными; решать уравнения и системы уравнений; применять алгебраический метод для решения химических задач.
Решение задач способом приведения к единице (1ч) Сходство со способом пропорции и различие. Учащиеся должны уметь: прослеживать логическую цепочку превращений веществ, соотношение величин; составлять соотношение и решать его.
Другие способы решения задач (2ч) Решение задач с помощью коэффициента пропорциональности, графическим способом, способом сравнения, выводом алгебраической формулы. Учащиеся должны уметь: анализировать условие задачи; использовать стехиометрические отношения; составлять уравнения реакций, отражающих сущность процесса; составлять график по точкам (данным условиям задачи) и находить по нему искомую величину.
Обобщение полученных знаний. Решение комбинированных задач рациональными способами (3ч) Применение сформированных знаний и умений. Выбор рационального способа решения задач в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося.
Темы итоговых работ Способы решения расчётных задач (решение одной задачи разными способами или составление алгоритма решения задачи каким-то одним способом). Применение расчётов в химической промышленности, кулинарии, сельском хозяйстве и т.п. Оформление стенда «Способы решения задач»