Автор : учитель - логопед МБДОУ 220 Сеньковская Е. А.
Несформированность фонетических компонентов речи. а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью - В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Мотивация - ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов.
Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников. Оптимальному решению данных задач способствует применение следующих видов и приемов работы:
Цель – развитие речевого и неречевого слуха, развитие связной речи, грамматического строя, навыков словоизменения и словообразования.
Ш-ш-ш Ж-ж-ж Р-р-р
+ Доктор лечит ребятишек Малышей и чуть повыше Если заболел животик, Голова или бронхит Мама доктору звонит Кто следит за чистотой ? Это дворник – он с метлой Убирает мусор, снег И в подъезде включит свет
- Слонёнок, ты на хвост мне сел ! - ПРОСТИ, Мартышка, не хотел !- Слонёнок долго извинялся, Ну а потом … с хвоста поднялся.
- Эй, ПРИВЕТ, соседка Мышь! Может, в гости пригласишь? - ИЗВИНИ, голубчик Кот, Очень узкий в норку вход!
Лук Взял я лук, одну стрелу, Натянул я тетиву. Ты лети моя стрела В голубые небеса! Прилетела в огород, Где на грядке лук растёт.
Лисичка Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: -Где вы были ? - У лисички. -Что вы ели там ? - Лисички.