«РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ 8 «А» КЛАССА» Исследовательская работа Выполнила Шутова Алина, 8 «А» класс. Руководитель Бивзюк Е.Б.
«Общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего. Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело… Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает…» Д. С. Лихачёв
Предмет исследования : коллективная языковая личность школьника- подростка. Объект исследования : коллективный речевой портрет формирующейся языковой личности школьника лет, отражающий особенности его речи, речевого поведения. Цель исследования: изучить речевую культуру учащихся 8 «А» класса нашей школы и составить языковой портрет школьника – восьмиклассника. Гипотеза: Предположим, что языковой портрет школьника в большей степени состоит из жаргонной лексики и молодежного сленга, которые разрушают речевую культуру современного подростка.
ЗАДАЧИ 1.Определить степень влияния различных факторов на речь школьников. 2.Найти положительные и отрицательные стороны в «языковом » портрете учащихся. 3.Установить причины употребления жаргонных слов и выражений. 4.Выяснить, как интернет влияет на языковую культуру школьника. 5.Выявить, что предпринять, чтобы сохранить речевую культуру.
МЕТОДЫ 1. Анкетирование учащихся 8 «А» школы 4 и их родителей. 2. Анализ, обработка, обобщение языкового фактического материала. 3. Изучение научной литературы по данной проблеме. 4. Наблюдение.
План работы 1.Изучить литературу по проблеме молодежного жаргона. 2.Анкетировать учащихся класса. 3.Анкетировать родителей с целью выявления отношения к жаргонной лексике детей, чтению литературы. 4.Посещение городской библиотеки с целью выявления активной категории читателей и наиболее популярной литературы среди подростков. 5.Составление языкового портрета школьника.
Анкетирование учащихся 8 «А» Цель данного анкетирования: выяснить значение книги в жизни современного подростка, на каком месте книга, какие конкуренты сегодня у неё, как относятся к жаргонным и нецензурным словам мои сверстники? Как вы относитесь к употреблению в речи жаргонной лексики? Почему вы употребляете жаргонные слова?
Откуда вы узнаете жаргонные слова? Употребляете ли вы нецензурные слова? Вывод: жаргонные и нецензурные слова активно используются в речи одноклассников, что разрушает культуру речи.
Какой источник информации вы предпочитаете? Любите ли вы читать? Сколько времени в день вы читаете?
Назовите своего любимого писателя, поэта и любимое произведение
Анкетирование учащихся 8 «А» класса Что для вас интереснее: просмотр телевизора, компьютерные игры, чтение книг? По-вашему мнению, книга - хороший подарок? Количество книг, прочитанных в 2012 году
Какие передачи вы любите смотреть по телевидению?
Вывод МинусыПлюсы Книга занимает последнее место в повседневной жизни школьников; 77% одноклассников не любят читать; всего 27% предпочитают книгу как источник информации; только 18% читают в свободное время; лишь 32% считают книгу хорошим подарком. 68% одноклассников уделяют чтению книг от 1 до 3 часов в день; у 68% есть любимые авторы; 55% прочитали от 3 до 9 книг в прошлом 2012 году. Наше поколение не любит читать. Гораздо проще вынуть информацию из интернета, чем искать нужное в книге. Если школьники читают, то есть надежда, что их речь может стать лучше. В прошлых веках в дворянских семьях вечерние семейные чтения вслух были незыблемой традицией, наверное, поэтому и выросла огромная плеяда людей, прогрессивных, думающих, вошедших в историю! А сейчас семейные чтения далеко-далеко в прошлом. Поневоле задумаешься.
Анкетирование родителей учащихся 8 «А» класса Считаете ли Вы свою семью читающей? Читаете ли Вы сейчас? Что именно читаете?
Анкетирование родителей учащихся 8 «А» класса По-вашему мнению, как интернет влияет на речевую культуру вашего ребенка? Ваше отношение к жаргонной лексике, употребляемой в речи детей. Ваши предложения по привлечению детей к чтению? Оценка по пятибалльной шкале уровня речевой культуры детей
Городская библиотека А.Г. Иванченко, би- блиотекарь детского абонемента Цель: выяснить, читают или не читают мои одноклассники, если читают, то какую литературу предпочитают. Мониторинг посещения городской библиотеки учащимися 8 "А" класса Мониторинг посещения читального зала городской библиотеки
Наукой доказано, что человек, активно и серьезно читающий, является более успешным и конкурентоспособным. Медики утверждают, что для нормального функционирования человеческого мозга каждый человек должен ежедневно прочитывать 20–25 страниц художественного текста.
Речевой портрет учащихся 8 «А» класса 64% употребляют жаргоны; 68% относятся «нормально» к использованию жаргонных слов; 91% употребляют нецензурные слова; 77% не любят читать; 68% не считают книгу хорошим подарком. без базара не грузи ты встрял стрём но лох гон прикол напряг наехали косяк Гипотеза подтвердилась: речевой портрет школьника в большей степени состоит из жаргонной лексики и молодежного сленга, которые разрушают речевую культуру современного подростка.
Читающий человек – думающий человек, вооруженный знаниями, способный разрешать конфликты. Д. Дидро был убежден в том, что «люди перестают мыслить, когда перестают читать».