Дом детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Артеменко Борис Анатольевич педагог дополнительного образования
Игровая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности педагога и обучаемого по проектированию, организации и проведению учебного процесса для достижения поставленных учебно-воспитательных целей посредством игры (Монахов Вадим Макариевич, Доктор педагогических наук, профессор; член- корреспондент АПН (РАО), зав.кафедрой Методики обучения и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова).
Роль игры: 1.активное включение ребенка в деятельность; 2.улучшение позиции ребенка в коллективе; 3.создание доверительных отношений. «Игра, по определению Л.С. Выготского, пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок».
Цели игровых технологий: 1.дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; 2.воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; 3.развивающие: развитие качеств и структур личности; 4.социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Функции игры: 1.функция социализации; 2.функция межнациональной и профессиональной (учебной) коммуникации; 3.функция тренинга; 4.функция самореализации; 5.диагностическая функция; 6.терапевтическая функция; 7.функция коррекции; 8.развлекательная функция.
Классификации педагогических игр: 1.по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); 2.по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); 3.по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); 4.по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Структура игры В структуру игры как деятельности личности входят этапы: целеполагания, планирования реализации анализа результатов. В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средства реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных нитей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Основными достоинствами игровых методов обучения являются: 1.приобретение опыта; 2.значительное ускорение времени протекания реальных процессов, например, то, что происходит в жизни в течение нескольких лет, можно сжать до нескольких часов; 3.многократное повторение тех или иных действий для закрепления навыков их выполнения; 4.появление возможности раскрепощения поведения обучаемых и стимулирование их на поиск наиболее эффективных решений, поскольку действия выполняются в обстановке «условной» (модельной) реальности, 5.повышение интереса учащихся к обучению.
Из опыта работы
Комплексная программа дополнительного образования детей «Школа русской традиционной культуры «Горница»
Цель программы: формирование бережного отношения к культурному наследию русского народа через творческое самовыражение обучающихся в различных областях традиционной культуры
В Школе русской традиционной культуры «Горница» используются: традиционная и дидактическая игра игровые упражнения современные компьютерные игры
Традиционная народная игра является отражением взглядов и воззрений русского народа
Важно обратиться к жизненному опыту детей и рассказать им о традициях, которые существовали в России до недавнего времени
Игра «Уж мы сеяли лён» Цель игры: знакомство обучающихся с этапами обработки льна, формирование представлений о важности труда земледельца, обучение хороводному движению
Игра «А мы грушу посадили» Цель игры: формирование представлений об этапах крестьянских полевых работ, обучение хороводному движению, развитие чувства ритма
Игра «Розочка алая» Цель игры: формирование представлений об отношениях и иерархии в крестьянской семье; воспитание понимания ценности семьи; обучение хороводному движению
Дидактические игры и упражнения Игры «Домино» и «Парные картинки» Цель игры: формирование умения сравнивать и сопоставлять слова и образы, обозначающие эти слова
Интеллектуально- этнографическая викторина Цель: обобщение и контроль знаний по нескольким дисциплинам единой направленности
Использование игровых технологий помогает решить следующие проблемы современных детей
Проблема: неумение и нежелание детей общаться со взрослыми и друг с другом
Проблема: общение детей, в основном, происходит во время компьютерных и телефонных игр
Проблема: размытое представление детей о родной культуре
Проблема: современные дети не знают праздников традиционного календаря Известные детям праздники Современные праздники: Новый год День святого Валентина 23 февраля 8 Марта День Матери Праздники традиционного календаря: Рождество Пасха Масленица
С помощью игры у детей формируются правильные представления о родной русской культуре и решаются проблемы современных детей