Интеграция авторизованных программ вендоров и академического обучения в области ИКТ А.Ю. Филиппович, к.т.н., доцент заведующий Лабораторией проблем технического образования МГТУ им. Н.Э.Баумана
Уровни интеграции систем академического и профессионального обучения Интеграция может быть осуществлена на уровнях: системы квалификационных и образовательных стандартов образовательных программ СПО, ВПО, ДПО и др. учебного курса или другой образовательной активности
1. Интеграция на уровне системы квалификационных и образовательных стандартов Политика в сфере ИКТ-компетентности Национальные и отраслевые рамки квалификаций в сфере ИКТ Единая система компетенций в сфере ИКТ Структура системы профессиональных и образовательных стандартов Согласованность содержания стандартов и процедур их формирования
Роль УМО в разработке требований к содержанию подготовки кадров
Схема взаимодействия стандартов, определяющих компетенции кадров
2. Интеграция на уровне образовательных программ Создание единой учебно-методической базы Апробация и тиражирование интегрированных образовательных программ Разработка нормативных документов взаимного признания
2.1 Создание единой учебно-методической базы Использование существующей учебно-методической базы вендора для очного и дистанционного обучения, сертификации Кастомизация и Локализация учебных материалов и тестов Адаптация учебно-методической базы вендоров к требованиям академического сообщества Разработка авторских учебных курсов, интегрирующих фундаментальные и прикладные аспекты преподавания
Проект «Внедрение официальных учебно- методических ресурсов Microsoft в учебный процесс ИТ-специальностей ВПО» Первый прецедент официального признания в системе ВПО авторизованного учебного пособия Новая форма грифа УМО: – Мультидисциплинарность – Ориентация на компетенции – Глубина и полнота раскрытия материала Оригинальная методика построения моделей компетенций на базе текстологических методов Поддержка и признание со стороны академического сообщества
2.2 Интегрированные образовательные программы в системе ВПО Уровни подготовки ИКТ-специалистов Продуктовая и научная специализация
Интегрированные образовательные программы – Учебные циклы
Интегрированные образовательные программы. Сертификаты + диплом
2.3 Разработка нормативных документов взаимного признания Проект CompTIA Документ о профессиональной квалификации EUCIP Методические рекомендации УМО вузов России Сертификации вендоров как инструмент сопоставления учебных курсов в рамках Болонского и Копенгагенского процессов Мультивендорный и академический консорциум
Разработка нормативных документов взаимного признания EUCIP предлагает три основных варианта подтверждения компетенций: Сданные тесты (Exxxx) Прослушанные курсы в университете (Uxxx) Наличие сертификаций вендоров (Vxxx)
Методические рекомендации УМО Уровни встраивания авторизованных учебных курсов в ООП ВПО ( факультативный, специальный, базовый ) Механизмы встраивания : – включение дисциплин в учебный план ООП вуза – указание дисциплин в дипломе без включения в учебный план – изменение содержания примерных или рабочих программ дисциплин, практик и практикумов Требования к: – названиям курсов – методическому обеспечению учебного курса – внесению информации в приложение к диплому – организации платных услуг
Проект «Разработка системы ДПО программ с присвоением дополнительных квалификаций» Повышение квалификации: – Краткосрочное с выдачей удостоверения ( ч.) – Среднесрочное с выдачей свидетельства ( ч.) Профессиональная переподготовка: – профессиональная переподготовка с выдачей диплома, дающего право на ведение нового вида профессиональной деятельности (> 500 ч.) – программы с присвоением дополнительной квалификации и выдачей диплома (> 1000 ч.)
Проект «Разработка системы ДПО программ с присвоением дополнительных квалификаций» Совместный проект ФИРО и МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2008 г. Формула дополнительной квалификации: Специалист = бакалавр + доп. квалификация. Новый макет ФГТ: – модули авторизованного обучения – соответствие ПС в области ИТ (АПКИТ), European e-Competence Framework, ОКВЭД, ОКЗ, ОКПДТР, ЕКС, ЕКСД, НРК и др. Пилотные проекты ФГТ для получения дополнительной квалификации «Системный администратор» и «Системный аналитик»
Спасибо за внимание! Филиппович Андрей Юрьевич Официальный сайт МГТУ им. Н.Э.Баумана Сайт Учебно-методического объединения Сайт Лаборатории проблем технического образования России НМЦ «Инженерное образование»