Методическая работа с классными руководителями общеобразовательной школы 1
Методическая работа в образовательном учреждении -система взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, а также направлений, принципов, функций, форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении. В.И.Дружинин 2
Цель методической работы в ОУ - создание условий для непрерывного профессионального образования педагогических работников, для максимального удовлетворения их спроса на методические услуги через обучение, развитие, информирование, внедрение новшеств, а также для эффективной реализации государственной политики и повышения качества образования в рамках конкретного образовательного учреждения. 3
Задачи: информирование кадров; обучение; выявление, распространение опыта; методическое обеспечение; диагностика и прогнозирование учебно-воспитательного процесса. 4
Функции : приобретение и закрепление статуса педагога; профессиональное самосохранение; повышение конкурентноспособности; профессиональное развитие; самореализация; решение профессиональных и личных проблем; удовлетворение от работы. 5
Принципы основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. 6
Принцип «зоны ближайшего развития»; принцип стимулирования творческого роста педагогов; принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы; принцип непрерывности и преемственности. 7
Формы: индивидуальные; групповые (коллективные). 8
Индивидуальные формы: самообразование; изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес; рефлексия и анализ собственной деятельности; накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания; создание собственной папки достижений (портфолио); создание методической копилки; разработка собственных средств наглядности; работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога; разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме; подготовка выступления на педсовете по проблеме; посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег; персональные консультации; собеседование у администрации; индивидуальная работа с наставником (наставничество); стажировка; разработка авторского курса или учебного пособия; выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения. 9
Групповые ( коллективные ) формы: методические объединения; работа над единой методической темой; педагогическая мастерская; теоретические семинары (доклады, сообщения) диспуты, дискуссии; методические недели; конкурсы педагогического мастерства; творческие отчеты; деловые игры, ролевые игры; обсуждение передового педагогического опыта тематический педсовет; педагогические чтения; выставки передового педагогического опыта; обсуждение авторских программ. 10
Методическое объединение – одна из форм организации групповой методической работы, представляющее постоянное или временное, профессиональное, структурное методическое подразделение педагогов ОУ, которое осуществляет и координирует проведение учебно-воспитательной, организационно- методической, научно-методической, исследовательской, инновационной, экспертной, проектной деятельности по одному или нескольким предметам, ступеням обучения или направлениям деятельности. В.И. Дружинин 11
Для регламентации деятельности методического объединения должны быть следующие документы: приказ об открытии МО; приказ о назначении на должность председателя МО; положение о МО; функциональные обязанности учителей МО; банк данных об учителях МО: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, общий стаж и педагогический, квалификационная категория); сведения о темах самообразования педагогов МО; годовой план работы; протоколы заседаний методического объединения; программы, проекты деятельности; анализ работы за прошедший год. 12
Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы – методические объединения классных руководителей. Заседание МО, как правило, проводится один раз в четверть. Однако деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер работы. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, сообщения, обзор методической литературы), так и практическую (посещение воспитательных часов, их обсуждение, открытые внеклассные мероприятия и т. п.). В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль. 13
Формы занятий (заседаний): - теоретические семинары (доклады, сообщения); - семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, воспитательных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях); - диспуты, дискуссии; - «деловые игры», ролевые игры; уроки (мероприятия)- панорамы; - лектории ученых, психологов, социологов, врачей; - обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки; - обсуждение открытых мероприятий; - обсуждение и оценка авторских программ; - обсуждение результатов тестирования, анкетирования; - разнообразные выставки, отчеты по самообразованию; - обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению; - конкурсы («Лучший классный руководитель »). 14
Методическое руководство классными руководителями осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Заместитель директора по воспитательной работе организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива, координирует работу классных руководителей, воспитателей, и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ, а также разработку необходимой учебно-методической документации; Осуществляет контроль за качеством воспитательного процесса, объективностью оценки результатов воспитательной деятельности обучающихся, работой кружков, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований. 15
ВЫВОД : Четкое знание классным руководителем своих функций, направлений и содержания работы, условий для повышения эффективности учебно- воспитательного процесса позволяет качественно выполнять возложенную на него миссию. Для определения содержания и форм методической помощи педагогам, заместителю директора по воспитательной работе, руководителю методического объединения классных руководителей важно знать не только профессиональные затруднения каждого классного руководителя, но и его сильные стороны, его возможности, склонности и увлечения. Существуют различные точки зрения относительно определения направлений и содержания деятельности классного руководителя, но все они сходятся в том, работа классного руководителя должна охватывать такие стороны жизнедеятельности классного коллектива, как здоровье, обучение, общение и воспитание. 16